Гайд по священным рекам Индии. Штат Уттaракханд-Прадеш


Индийский штат Уттaракханд-Прадеш расположен в северо-западной части страны. На севере он граничит с Тибетом, на востоке – с Непалом. Это те же горы, что и в Непале – Гималаи. То есть тот же рельеф, тот же климат, похожая природа. Эта статья о третьем регионе Индии, который мне удалось прилично разведать в течение моего большого путешествия, и его отличных реках. Спойлер: похоже, индийская Мекка каякинга найдена.



UPD 27.11.15. По итогам второго визита в штат статья существенно расширена. Дописан раздел «Сезон». Добавлено описание верхней и нижней Алакнанды,  а также верхней Нандакини по низкой воде середины ноября. Исправлен завышенный класс сложности реки Рамганга, сезонность реки Ямуна. Добавлен раздел «Треккинг».

Почему реки штата священны?

Именно в Уттaракханд-Прадеше начинается великая река Индийского субконтинента Ганг (у индусов она называется Ганга, что указывает на женский пол, Ганга-Ма, Мама-Ганга). Небесная река, спустившаяся на землю - символ материнства, связи между мирами и очищения от грехов. Подробнее можно прочитать в Википедии. Каждый добрый индуист считает реку священной и раз в жизни обязан посетить ее истоки – Багирати, Мандакни, Алакнанду и Махашвар-Ганга. В верховьях каждого из истоков стоит храм. Вот уже тысячи лет миллионы индуистов каждый год отправляются в свое паломничество. Сейчас кто-то делает это на машине, заезжая так высоко, как только позволяют дороги, другие же, как и сотни лет назад, проделывают этот длинный и сложный путь пешком. Пилигримы составляют основу экономики бюджета штата, и их количество на порядки больше, чем западных туристов.
Магия места накладывает определенный отпечаток: в истоках Ганга сложно найти мясо и алкоголь.
Пуджа - ежедневная религиозная церемония на берегу Ганги

Сплавной сезон

Заниматься каякингом в Уттaракханд-Прадеше можно круглый год. Это не шутка и не преувеличение. В любую воду (низкая зимой, экстремально высокая летом в муссон) каякер любого уровня найдет, что поплавать, минимум на две недели. Само собой, набор рек летом, осенью-весной и зимой будет сильно отличаться. Наиболее популярными месяцами для сплава являются сентябрь – ноябрь и март – июнь в основном из-за наиболее приятной погоды, а не уровня воды. Наибольшее разнообразие вайтвотер-контента можно заполучить в сентябре.

Как попасть

Логичная точка начала путешествия по Уттaракханд-Прадешу – городок Ришикеш – любимое место дауншифтеров, йогов, духовно богатых особ и каяк-бомжей. Именно здесь Ганга выходит из гор на равнину, и именно тут начинается тропа паломничества к истокам. Добраться до Ришикеша очень просто, поскольку он является популярнейшим местом назначения для западных туристов и индийских пилигримов. Из Дели до него можно доехать на автобусе (комфортном частном, или дешевом государственном) за пять часов и примерно 500 рупий. Можно воспользоваться ночным поездом, можно прилететь в местный аэропорт в город Харидвар (Haridwar), и оттуда взять тук-тук до Ришикеша.
Путешествие по Уттaракханду отлично связывается с путешествием по Непалу. Туда можно уехать из Харидвара на автобусе по маршруту Бамбаса – пограничный переход – Махендранагар – Катманду, или, если вы едете из Непала, сделать наоборот.
Ришикеш, Лаксман Джула

Логистика

Нет ничего проще, чем перемещаться по штату на общественном транспорте. На автобусе можно доехать буквально куда угодно. Если автобуса нет, то всегда есть джипы-маршрутки. Сеть очень приличных автодорог густо покрывает территорию Уттaракханд-Прадеша. Для маленькой группы каякеров общественный транспорт – наиболее очевидный выбор средства передвижения. Все автобусы и джипы имеют верхний багажник, на который без проблем помещается неограниченное количество лодок. Так как весь транспорт ориентирован на местных жителей, стоит он просто смешные деньги. Водители и кондукторы еще не научились драть с белых туристов втридорога, как их непальские коллеги.
Однако, если ваша группа больше четырех человек, более целесообразным будет нанять джип или микроавтобус с водителем. Стоит это порядка 5000 рупий в день.

Размещение

Тут тоже все очень просто. В Ришикеше имеет смысл остановиться в туристическом районе под названием Лаксман Джула. Гестхаусы для местных жителей стоят от 100 рупий, отели для белых туристов – от 500. Однако, если вы не ищете духовных богатств и не занимаетесь йогой, больше двух дней делать в Ришикеше нечего. Надо ехать в горы.
На всем пути к истокам Ганги вы найдете гестхаусы для пилигримов. Однако, зачастую в них может не оказаться свободных комнат. Для рек бассейна Алакнанды и Махакали наиболее логичным мне показалось организовать базу в ресорте под названием Shivanandi river lodge
Многие реки штата требуют нескольких дней на прохождение. Где вы будете ночевать - зависит от вашего выбора. Зачастую можно найти гестхаус или напроситься в гости в любой деревне на реке, а можно поиграть в экспедицию и провести ночь в джунглях под открытым небом.
К сожалению, для рек водосбора Ямуны такого замечательного места не нашлось. Я путешествовал в режиме дорожного трипа, не организуя базового лагеря.

Климат и природа

Все очень похоже на Непал. Муссон летом, прохлада зимой. Весной и осенью сухо и тепло. Вода в реках в среднем на несколько градусов теплее, чем в Непале. По Ганге и Пинде в сентябре можно плавать вообще без какого-либо драйтопа. Алакнанда – ледниковая река, но куртки с коротким рукавом более чем достаточно.
По берегам самые настоящие джунгли. Только малая часть из них превращена в поля и плантации. В джунглях водятся дикие животные. Я встретил: миллион обезьян двух разных видов, оленя, животных, похожих на мелких ондатр, тысячу разных птиц, летучих лисиц, змей. Можно встретить леопарда. Последние обычно не нападают на людей, но регулярно создают местным жителям проблемы. Так, в Шивананди во время моего пребывания леопард утащил теленка. В ресорте живут четыре охранные собаки, и каждый год одна или две из них гибнут при встрече с большой кошкой. Рекомендую для ознакомления книгу английского охотника на животных-людоедов Джима Корбетта «Леопард из Рудрапраяга». Читать ночью, на берегу реки, при свете фонарика.
Природа штата весьма активна. Чтобы не подцепить какую-нибудь заразу, надо соблюдать простые правила, аналогичные непальским: тщательно мыть руки, пользоваться санитайзером, пить только бутилированную или кипяченую воду.

Собаки в Шивананди лодж смотрят на встречу с леопардом с некоторым фатализмом

Сезон

Итак, с конца июля по конец августа в штате муссон, в классических реках передоз, зато начинают работать крохотные ручьи. Затем в октябре вода в реках начинает быстро падать. Самый низкий уровень – с декабря по февраль. Первые жаркие дни в марте или апреле возможны паводки, вызванные таянием снегов в горах. Обычно они длятся три-пять дней, пока выпавший за зиму снег не растает, затем уровень падает до обычного. Далее до июня вода в реках постепенно растет вместе увеличением температуры воздуха и таянием ледников.
Два фото одного порога на Алакнанде в сентябре и ноябре для сравнения:
Сентябрь

Ноябрь

Люди

В штате живут индуисты, говорящие на кумаони, гархвали и хинди. Весьма приветливые и улыбчивые люди, еще не испорченные потоком белых туристов. Поскольку истоки Ганга священны, грешить здесь не принято. Преступность незначительная. Однако, в туристическом районе Ришикеша случаются карманные кражи.
В деревнях вас будут приглашать в гости на чай или переночевать. Воспользуйтесь этой возможностью, если сможете понять, чего от вас хотят эти люди, не говорящие по-английски.

Речное сообщество

Ришикеш – эпицентр индийского каякинга и рафтинга. В городе находится 150 официальных компаний, организующих сплавы, и еще 90 неофициальных. Соответственно, есть огромное комьюнити речных бомжей-гидов. Это очень пестрая и дружелюбная тусовка. Местные каякеры всегда готовы поделиться информацией о реках, вписать вас пожить, совместно употребить сужающие и расширяющие сознание вещества. Здесь легко найти работу сейфети или гида. Но найти компанию для сплава не так то просто. Местные парни занимаются сплавом ради денег и крайне заняты в высокий туристический сезон. Кроме того, очень многие из них никогда не сплавлялись по каким-либо рекам, кроме Ганги.
В феврале здесь проводится Ganga river fest.
Ночевка на реке

Русские в Уттaракханде

Регион относительно неплохо известен в русском WW-сообществе, сюда ездили как каякеры, так и катамаранщики. В 2014 году кто-то из соотечественников даже умудрился утонуть на реке Рупин.
По неизвестной причине, реки Уттaракханда не стали популярными, как, например, непальские. Видимо, причина в том, что никто не удосужился составить нормальное описание рек. Все, что мне попадалось на русском языке, было либо корявым переводом рекламных рафтинговых текстов, либо сочинениями на тему «как я провел время в Индии» (исключение составляет туристическая лоция Алакнанды, а также Мандакини, но после наводнения 2013 года обе они уже неактуальны). Попробую восполнить этот пробел и описать все те реки, которые я проехал.

Реки

По характеру очень похожи на непальские, что не удивительно, ведь это те же горы, а до Непала рукой подать. Приличный уклон, пороги образованы камнями. Встречаются каньоны. В Уттaракханде есть четыре больших водосбора (в конце концов, всё утекает в Гангу): Ямуна на западе, затем Багирати и Алакнанда в центре и Махакали (или просто Кали) на востоке.
На реках бассейна Алакнанды, Махакали и Ямуны я побывал в сентябре – начале октября по большой воде. Все реки, кроме Пинды, я проплыл в одиночку. В низкую воду или, напротив, в муссон, уровень сложности будет отличаться.
Семитысячник Трисул. Вид с дороги из бассейна Алакнанды в бассейн Махакали

Ганга (Ganga)
Старт: есть несколько вариантов старта. Наиболее длинный и интересный участок начинается в месте под названием Kodiyala
Финиш: Лаксман Джула, Ришикеш
Длина: 36 км
Расход: очень большой, примерно с Катунь в среднем течении
Уклон: незначительный
Класс сложности: II-III- (III+)
Характер: пулдроп на очень большом расходе
Сезон: весь год, кроме муссона (сплав запрещен правительством штата)
Ганга – полигон для зарабатывания денег на рафтинге. В высокий туристический сезон на реке случаются самые настоящие пробки из рафтов. Добраться на старт очень просто: нужно напроситься в трип к одной из компаний, организующих сплав, пообещав им присмотреть за клиентами и помочь со страховкой.
На реке четыре больших порога, все едется сходу, кроме огромных волн там все равно ничего нет. Вода теплая, по берегам попадаются симпатичные туристки в бикини. Ущелье реки весьма симпатичное. Много волн для серфинга.
Ганга и апофеоз рафтинга

Водосбор Алакнанды

Схема, кликабельно

Алакнанда (Alaknanda)
Один из двух главных истоков Ганга. Это большая ледниковая река со множеством секций на любой вкус, от класс IIIII до класс V. Чем выше – тем сложнее. Опишу то, что ездил я по высокой сентябрьской воде, а также по низкой ноябрьской. Чтобы не было путаницы, там, где указана категория сложности, указан и месяц, для которого дана эта оценка. 

Верхняя Алакнанда
Старт: Birahi
Финиш: Нандпраяг, или можно продолжить сплав дальше
Длина:  20 км
Расход в ноябре: 40 -  50 куб.м./с
Уклон: 8 м/км
Класс сложности в ноябре: III+ - IV-
Характер: пулдроп
Сезон: октябрь - июнь
Время: четыре часа
Добраться до старта из Ришикеша не составляет проблем. Каждые полчаса от автобусного парка отправляется автобус в сторону Джошимата. Он-то вам и нужен.
В 2013 году в результате катастрофического наводнения Алакнанда очень сильно изменилась. Старые описания больше неактуальны. Местные каякеры говорят, что река стала существенно проще.
В ноябре вода Алакнанды прозрачна и имеет нежно-зеленый оттенок. Вся секция от начала до конца – это веселый аквапарк, состоящий из недлинных, но очень интересных порогов, разделенных неутомительными участками спокойной воды. Уверенные в себе каякеры могут ехать всё без просмотра, остальным лучше посмотреть пару порогов в районе города Чамоли и один напротив тюрьмы (ее и сам порог видно с дороги при заброске). Отличные виды в качестве бонуса.

В большую воду секция становится сложнее на полбалла – балл.



Средняя Алакнанда
Старт: Нандпраяг
Финиш: Рудрапраяг
Длина:  53 км
Расход: 100 – 150 куб.м./с, примерно как Аргут
Уклон: 8 м/км
Класс сложности в сентябре: III (IV), в ноябре: II (III)
Характер: пулдроп на очень большом расходе
Сезон: весь год
Время: один или два дня
Добраться до старта из Ришикеша не составляет проблем. Каждые полчаса от автобусного парка отправляется автобус в сторону Чамоли или Джошимата. Дорога займет полдня. В Нандпраяге надо выйти перед мостом через Нандакини и спуститься к храму на левом берегу и сплавиться 500 метров до впадения в Алакнанду.
Нандакни впадает прямо посередине серьезного порога. При первой возможности вылезайте на ЛБ и идите на просмотр. В сентябре я решил порог занести, поскольку сплавлялся один, а размеры бочек говорили, что в случае чего можно и заплыть.
Второй порог расположен через три километра. Ориентир: невысокая каменная стенка на ЛБ. Просмотр начинается прямо от нее. Этого монстра я тоже предпочел занести, хотя по меньшей воде все едется без проблем.
Далее река быстро течет через множество несложных порогов. Попадаются отличные волны для фристайла, с перезаходом и без. В районе Каранпраяга река входит в короткий, но несложный каньон. Ориентир следующего достойного порога класс III+ - опора ЛЭП и оползень с ЛБ. Можно просмотреть, если во время заброски на старт вы не успели выбрать линию с дороги. Примерно через 40 минут после этого порога вы достигните Шивананди ривер лодж, где можно закончить сплав. Если вы решили продолжить, то недалеко от Рудрапраяга вас ждет настоящий глубокий каньон с весьма неприятным порогом на заходе (IV), где Алакнанда сжимается в узком проходе шириной четыре метра. Ориентиры: скальное сужение, белый отель и бетонные ступени гхатов на ЛБ. Финиш в Рудрапраяге на ПБ прямо перед автомобильным мостом
С октября по июнь имеет смысл начинать сплав выше: от Чамоли или Хеланга. В этом случае вас ждет индийский Аргут: река класс IVIV+, пулдроп, большой расход.
После Рудрапраяга расположена новая плотина. За ней можно начать сплав в Шринагаре, и  за полдня доплыть до слияния с Багирати. Это красивый участок класс II (III)
Алакнанда, вид из Нандпраяга

Каньон перед Рудрапраягом

Нижняя Алакнанда
Недалеко от Рудрапраяга начинается водохранилище, поскольку ниже река перегорожена дамбой. Вода уходит в деривационный канал и возвращается в реку где-то после Шринагара. Начать сплав целесообразно в деревне Kirtinagar, где дорога переходит с левого берега на правый. Отсюда можно доплыть до слияния с Багирати и продолжить сплав по Гангу прямо до Ришикеша.
Алакнанда на этом участке не представляет сложности (редкие пороги не выше класса II), однако очень красива. Встречаются настоящие каньоны. Дорога идет высоко над рекой. Появляется ощущение дикости и единения с природой. Вместе с Гангом нижняя Алакнанда – простая двух–трехдневная экспедиция класс IIIII- для любителей рекреационного сплава. 

Выше на Алакнанде есть еще одна секция. Она начинается в деревне Helang. Я ее не ездил. Местные говорят, что после наводнения 2013 года она стала существенно проще, однако по-прежнему интересна. Есть плохая новость: в районе деревни Pipalkoti строится большая ГЭС. После завершения строительства секция будет уничтожена. 

Пинда (Pindar)
Старт: Tharli
Финиш: Каранпраяг, можно продолжить сплав по Алакнанде
Длина: 50 км
Расход: в сентябре средний, около 30 куб.м/с
Уклон: 9 м/км
Класс сложности: III - IV
Характер: пулдроп, но пороги достаточно длинные
Сезон: весь год, кроме муссона
Время: один - два дня
Логистика также достаточно простая: изредка можно поймать прямой автобус от Шивананди. Если не удалось, то в Каранпраяге надо сделать пересадку на автобус до Тарли.
От старта до финиша река полна фана. Все пороги уверенные каякеры могут ехать сходу даже при очень большом уровне воды: никаких сифонов, завалов и глухих котлов на реке нет. Весь участок хорошо виден с дороги во время заброски. Вода очень теплая, и за каждым порогом есть короткий плес для страховки. Ущелье реки очень красивое. Если вы выехали из Шивананди нераним утром, то имеет смысл не спешить и провести одну ночь на реке. Это может быть ночевка под открытым небом, или можно остановиться в одной из деревень.
Наверху есть еще одна секция: это многодневная экспедиция с пешей заброской в верховья класс IV-V. Лучше подходят сухие месяцы. Много воды не нужно.
Последний порог Пинды непосредственно в Каранпраяге. Много воды и мой местный напарник Паван

Верхняя Нандакини, первопрохождение
Старт: Sitel (эта деревня есть далеко не на всех картах, но местные ее знают)
Финиш: Ghat, или можно продолжить сплав ниже, если в реке хватает воды.
Длина: приблизительно 15 км
Расход: 3 - 5 куб.м/с
Уклон:  приблизительно 30 м/км
Класс сложности в ноябре: IV-
Характер: гималайский крикинг, стип-континьес
Сезон: с ноября по май
Время: полный длинный день, но лучше не торопиться.
В Сител не ходит общественный транспорт. Придется нанять джип. В паре сотен метров за деревней вы найдете автомобильный мост, где дорога переходит с одного берега на другой. Это и есть место старта.
Верхняя Нандакини – нехарактерная для Уттаракханда река. Маленький расход, очень много камней, большой уклон. Река скорее напоминает крикинг Пьемонта, или верховья Моди-Кхолы в Непале. Со старта до финиша Нандакини не дает расслабиться. Участков спокойной воды практически нет. Улова маленькие. Тем не менее, из-за небольшого расхода вода не очень давит. 
Необходимо делать много просмотров, поскольку попадаются сифоны, узкие непроходимые места, низковисящие мостики и завалы. Я обнес два мостика, одно неприятное место с сифоном и один завал.
В первой четверти реки дорога идет практически по берегу, затем отходит в сторону, а Нандакини уходит в красивый, заросший джунглями каньон. После автомобильного моста дорога опять идет вдоль реки до самого финиша.
Сложность реки может значительно возрастать даже при незначительном увеличении расхода. В большую воду это будет эскалатор класс IVV без уловов, однако и стучаться днем по камням не придется. Короче, верхняя Нандакини – речка с потенциалом. Бонусом красивейшие виды снежных гор и заросших джунглями каньонов.
Участок от старта до автомобильного моста был впервые пройден нашей командой: Стензин Танфан, Шалаб Гахлаут и я, Антон Свешников.





Выше есть еще одна секция, которая начинается от деревни Sutol. Все то же самое, но уклон побольше. Первопроходцы оценили ее как класс IVIV+ (зимой, по низкой воде). На старт ведет та же дорога. 

Нижняя Нандакини (Nandakini)
Старт: Ghat
Финиш: Нандпраяг, можно продолжить сплав по Алакнанде
Длина: 18 км
Расход: 5-10 куб.м/с
Уклон: 26 м/км
Класс сложности: III+
Характер: гималайский крикинг, пулдроп
Сезон: весь муссон, сентябрь, июнь или после серьезного дождя
Время: два дня
Логистика простая: нужно доехать до Нандпраяга, выйти перед мостом через Нандакни и пересесть на джип до Гхата.  В Гхате спуск к реке расположен на ЛБ чуть выше моста через реку.
Всю секцию отлично видно с дороги. На реке есть две дамбы, отбирающие часть воды в обводные каналы, а затем сбрасывающие ее обратно в реку. Если воды много, то можно обнести первую дамбу по ЛБ и продолжить сплав. Если воды недостаточно, то нужно выйти на дорогу, поймать джип и обвезти участок до места сброса воды. Через вторую дамбу можно просочиться с левой стороны и продолжить сплав. Как и на Пинде, уверенные в себе каякеры могут все ехать сходу. Иногда попадаются достаточно длинные пороги, но за ними всегда есть участки спокойной воды.
Логично за первый день заброситься на реку, пройти ее и заночевать в Нандпраяге (вылезти можно сразу за мостом на ЛБ у храма), а на следующий день продолжить сплав по Алакнанде.
Выше Гхата есть еще одна секция, класс V.
Старт Нандакини в деревне Гхат. Целый мост зрителей

Мандакини (Mandakini)  
Старт: Tilwara
Финиш: Рудрапраяг
Длина: 8 км
Расход: 15 - 20 куб.м/с
Уклон: 9 м/км
Класс сложности: IIIIII+
Характер: пулдроп в узком ущелье
Сезон: весь год
Время: полдня
Чтобы попасть на реку, надо добраться до Рудрапраяга (я приплыл из Шивананди), перейти по автомобильному мосту на ПБ и найти там джип до старта.
Мандакни – веселая несложная река с теплой прозрачной водой. Все едется сходу.
В 2013 году на Мандакни (да и на всех остальных реках региона) произошло катастрофическое наводнение. Потоком смыло множество домов и разрушило строящуюся дамбу. Шалаб утверждает, что участок выше Тилвары сильно перемыло, в русле попадаются обломки строений и дамбы. Он не рекомендует эту секцию для сплава. Тем не менее, знакомые британские каякеры весной проехали Мандакни от места Rampur, оценив ее как класс IV(V) с одним обносом.

Водосбор Багирати

Второй крупный исток Ганга – Багирати (Bhagirathi). В марте 2016 мне удалось проехать нижнюю часть реки. Верхняя Багирати сильно испорчена многочисленными дамбами, однако там все еще есть что поплавать. Выше водохранилища расположены еще несколько по-настоящему сложных, а также еще не пройденных участков. Также пригоден для сплава приток Билангна (Bhilangna), который также имеет самый высокий уровень сложности. Кто ищет место подвигу?

Слева Багирати, справа Алакнанда. Именно из этой точки начинается великая Ганга


Нижняя Багирати
Старт: Дамба Катешвар
Финиш: Девпраяг, но можно продолжить сплав по Гангу до Ришикеша
Длина: 30 км
Расход: 50-80 куб.м/с
Уклон: небольшой
Класс сложности: III (IV-)
Характер: большерасходный пулдроп в глубоком ущелье
Сезон: весь год
Время: полдня
Старт Багирати - это единственное место в штате, куда нельзя добраться на общественном транспорте. Придется нанять в Ришикеше или Девпраяге джип. От Ришикеша удовольствие стоит около 5000 рупий.
Расход реки регулируется дамбой, от которой вы начнете сплав. Режим ее работы - загадка, так что присутствует элемент лотереи. Однако, шанс, что воды совсем не будет, ничтожно мал. Обычно расход реки резко увеличивается в районе 11-12 часов дня. Однако, существенного влияния на сложность реки это не оказывает.
Багирати быстро течет внутри глубокого и красивого ущелья почти без участков стоячей воды. Множество идеальных катальных волн с перезаходом. Примерно посередине секции расположен порог, который стоит посмотреть. Ориентиры - слепой правый поворот реки в каньоне. Надо зачалиться на левый берег. Второй порог, который лучше посмотреть, расположен непосредственно в Девпраяге недалеко от слияния. Ориентиры - два автомобильных моста и ступени гхатов на левом берегу. Порог очень интересный. 

Водосбор Махакали

Схема, кликабельно

Махакали – река, по которой проходит граница между Индией и Непалом. В Индии река называется просто Кали. Если вы планируете заброску на реку с индийской стороны, то вам потребуется пермит для посещения приграничной зоны. Если с непальской – то никакие разрешения не нужны, но логистика в разы более сложная. Махакали описана в гайдбуке Whitewater Nepal (ссылка на скачивание есть в соответствующем разделе сайта). Я сплавился по двум рекам этого водосбора: притоку Махакали Сарью, и ее притоку Рамганге.

Сарью (Saryu)
Старт: Багешвар
Финиш: Ghat
Длина:  примерно 70 км
Расход: 15 - 20 куб.м/с
Уклон: 5.5 м/км
Класс сложности: III+ (IV)
Характер: пулдроп
Сезон: весь год
Время: полтора - два дня
Из долины Алакнанды в Багешвар можно уехать из Шивананди на прямом автобусе (ходит пару раз в день, надо уточнить расписание у местных), или добраться с несколькими пересадками. Дорога занимает почти целый день.
Вскоре после старта река входит в каньон с невысокими стенками, в котором расположены основные пороги секции. Препятствия образованы крупными конгломератными глыбами. Все идется сходу, кроме последнего порога (IV). Похоже, он образовался совсем недавно. Ориентир: оползень справа. Просмотр слева.
Вскоре вы достигнете деревни Sheraghat и автомобильного моста. Отсюда начинается длинный участок гладкой воды. Долина реки слабо населена и очень красива. Ближе к концу Сарью снова входит в недлинный красивый каньончик с несколькими порогами класс III.
Через полчаса после слияния с Рамгангой вы достигните финиша: двух автомобильных мостов через реку. Это и есть Гхат. Никакой деревни тут нет, это просто название места. Проще всего выбраться на дорогу у второго моста на ПБ мимо небольшого шиваистского храма. Из Гхата можно уехать на старт Румганги или вернуться в долину Алакнанды через симпатичный город Алмора.

Селевой порог, заслуживающий просмотра

Рамганга (Ramganga)
Старт: Thal
Финиш: Ghat
Длина: 50 км
Расход: 15-20 куб.м/с
Уклон: 7 м/км
Класс сложности: III+ - VI-
Характер: пулдроп
Сезон: весь год, но лучше, когда воды много
Время: один день
В Тал можно попасть с финиша Сарью с пересадкой в крупном городе Pithoraghat, или из Багешвара.
Вся река течет в узком ущелье, время от времени превращающемся в короткие каньоны. Вторая часть Рамганги ненаселенна и невероятно красива. Удивительная дикая природа. Я видел два вида обезьян, оленя, каких-то животных типа ондатры и несчетное количество разных птиц. Вода, как и в Сарью, очень теплая.
Первая половина реки не представляет каких-либо трудностей, это участок класс IIIII-, но во второй части после двух пешеходных мостиков и приметного храма на ЛБ сложность значительно возрастает. Порогов достаточно много, большинство можно ехать с ходу, некоторые лучше просмотреть, это везде возможно. Финиш и выброска с реки аналогична Сарью.

Каньоны Рамганги

В муссон должен работать еще один приток Сарью – река Панар (Panar). Правда, ее еще никто так  и не проехал. Кого интересуют первопрохождения?
Шалаб также рассказал про еще один приток Махакали Гориганга. Это река класс IVV.

Водосбор Ямуны

Схема, кликабельно

Ямуна (Yamuna, в гугл-картах Джамна)
Старт: не доезжая пару километров до Khradi, от зеленого здания электростанции
Финиш: Naugaon, автомобильный мост
Длина: 26 км
Расход: 7-10 куб.м/с
Уклон: незначительный
Класс сложности: IIIII-
Характер: несложные мелкие продолжительные перекаты и порожки
Сезон: муссон, сентябрь, июнь
Время: полдня
Путь на все реки бассейна Ямуны начинается из столицы штата города Дехра Дун (Dehra Dun). Попасть туда из Ришикеша не составляет проблем. От автобусной станции туда каждые полчаса отправляется автобус, но не на каждом есть багажник. В Дехра Дуне вам нужна Railroad bus station. Оттуда можно уехать в город Баркот (я поймал автобус в 12.00). Из Баркота на старт можно добраться на другом автобусе или джипе. Заброска из Ришикеша занимает один день.
Ямуна – маленькая простая река в красивой долине. Иногда она сжимается до настоящих коротких каньонов. На заднем плане белоснежные Гималаи. Вода в реке заметно прохладнее, чем в остальных реках штата, однако, куртки с коротким рукавом достаточно. Ямуна – отличный выбор для начинающих каякеров.
Я финишировал в деревне Naugaon, потому что оттуда было удобно перебираться на соседнюю реку Тонс. Однако, можно продолжить сплав до Yamuna bridge. Таким образом, получится двухдневная красивая и несложная экспедиция. Также добавится один недлинный обнос прорыва в районе деревни Barnigad и одноименного притока. Это место прекрасно видно с дороги во время заброски.
Шалаб также рассказал, что выше моего старта также есть секция класс 4-5, начинающаяся от деревни Hanuman Chatti. Однако, новая деривационная гидроэлектростанция в Khradi намекает на то, что где-то наверху есть дамба. Так что, возможно, эта секция больше недоступна для каякинга.

Ямуна невероятно красива

Тонс (Tons)
Старт: Netwar (мост через Супин в ста метрах выше слияния с Рупином)
Финиш: Minus
Длина: 86 км
Расход: 15 куб.м/с в начале, 40 в конце
Уклон: 6 м/км
Класс сложности: IV (V)
Характер: сперва крутопадающие продолжительные пороги, потом более пулдроп, потом пулдроп в каньонах
Сезон: с октября по июнь
Время: полтора дня
Попасть на старт можно с Ямуны, поймав автобус до Пуролы, затем до Нетвара, или же прямо из Дехра Дуна, доехав до Мори, затем до Нетвара. Прямой автобус отправляется от Railroad bus station в 9 утра.
Тонс – самая сложная река региона, из тех, что мне удалось проехать. Тут уже все по-настоящему: есть плохие варящие бочки, есть завалы во второстепенных протоках, есть длинные крутопадающие участки, где плавать по-собачьи крайне не рекомендуется, есть порог класс V. Вода, как и в Ямуне, прохладная. Утром первого дня сплавляться в куртке с коротким рукавом было холодно.
Наиболее сложный участок реки расположен от Нетвара до Мори. Практически целиком он состоит из продолжительных крутопадающих порогов класс IV. Через километр после старта порог класс V (его видно с дороги при заброске, легко наметить для себя ориентиры). На этой секции возможны завалы, поэтому делайте много просмотров.
От Мори до Ханола река успокаивается до класса III с одним порогом класс IV, затем после автомобильного, а затем пешеходного мостика в районе деревни Hanol снова усложняется до класса IV до деревни Tiuni. На этом участке пороги уже отделены друг от друга продолжительными плесами, но просмотры по-прежнему требуются. Вдоль всего участка от Нетвара до Тиуни по ЛБ идет дорога, так что при желании всегда можно закончить сплав.
В Тиуни можно переночевать в гестхаусе (или можно выбрать одно из прекрасных мест на реке, долина, заросшая сосновым бором, очень красива). Самая сложная часть реки позади. Впереди – самая красивая.
От Тиуни до Минус Тонс протекает через серию глубоких и невероятно красивых каньонов. Дорога уходит вверх и в сторону, появляется ощущение уединенности и оторванности от цивилизации. Пейзаж крайне напоминает Нижнее ущелье Башкауса, если елки заменить на пальмы. Вас ждет множество порогов класс IIIIII+, скучно не будет. Minus – это снова не деревня, а название места. Это третий по счету от Тиуни автомобильный мост. Там и следует закончить сплав. Отсюда можно уехать в Дехра Дун через Тиуни или через Vikasnagar с пересадками.  
Я же решил, что в Минусе вылезать неудобно, и, пользуясь мутной наводкой британских каякеров, решил продолжить сплав. Если вы решите повторить мой поступок, вас ждет четыре часа гладкой гребли до водохранилища и дамбы. А также один порог класс IV+ - V-. Ориентиры очевидны: откуда ни возьмись на спокойной речке появляется камень размером с трехэтажный дом и урез. Просмотр и обнос по ЛБ. Еще одна приятная мелочь – я видел целую стаю летучих лисиц – это такие огромные летучие мыши, живущие на деревьях.
После того, как вы достигнете водохранилища, надо прогрести еще 2-3 километра, и закончить сплав на галечном плаже ЛБ. В ста метрах выше него проходит дорога, которая легко узнается по металлическому блестящему отбойнику (почти весь участок непосредственно по берегу идет еще и старая дорога, которая сейчас уже не используется, не перепутайте). Там вы найдете домик, где можно перекусить и дождаться автобуса в Дехра Дун. Не стоит доплывать и выбрасываться прямо на дамбе. Индусы очень этого не любят.
Начало, недалеко от Нетвара
Порог класс V недалеко от старта

Тонс мне очень понравился

Один из нижних каньонов

Также пригодны для сплава истоки Тонса – Рупин и Супин, оба класс IVV. Могут потребоваться пермиты. Шалаб говорит, что после того, как в 2014 году на Рупине утонул кто-то из русских катамаранщиков, власти туда никого не пускают. На Супине есть уникальный каньон: узкая глубокая щель в калифорнийском стиле с порогами класс V внутри, которые можно посмотреть только сверху с высоты 100 метров. Оптимальный уровень воды в декабре – январе.
Еще один пригодный для сплава приток – Rabbar, впадающий справа чуть выше Тиуни. Интересный участок – это последние четыре километра реки класс IV.
В муссон может работать секция Тонса после дамбы.
Это далеко неполный список сплавных рек штата. Здесь еще много-много интересного

Видео


Big Indian trip. Part III: Sacred Indian rivers from Ticket2Ride on Vimeo.

Помимо сплава

Духовно богатые особы и йоги могут проводить неограниченное время в Ришикеше. Это просто рай для них. Остальным будет достаточно посмотреть храмы Лаксман Джулы, пройтись пешком до Рам Джулы и посетить Биттлз Ашрам. Удивительно красивое и печальное место, иллюстрация к тезису «Рок-н-ролл мертв». Больше двух дней тратить в Ришикеше смысла нет.
Можно присоединиться к индуистскому паломничеству, и посетить все истоки Ганга. Говорят, храмы очень красивы, а рядом с ними есть горячие источники. 
Здесь же расположена вторая высочайшая вершина Индии Нанда-Деви (7816 м), и еще огромное количество вершин выше 6000 м. Альпинисты радуются.

Битлз Ашрам был оставлен людьми 20 лет назад. А кажется, что все 200

Треккинг

В Уттаракханде полно отличных мест для треккинга. Еще бы, ведь это настоящие Гималаи, именно тут находится вторая по высоте вершина Индии – Нанда Деви. Вот только по сравнению в Непалом, есть индийские особенности.
Мы сходили известный трек через Куари Пасс (пост с фото из этого путешествия). Это было короткое (4 дня, три ночи), интенсивное и очень красивое путешествие. На примере этого маршрута я и расскажу об особенностях треккинга в Уттаракханд-Прадеше.
Приключенческий туризм в Индии не является приоритетным направлением экономики, как в Непале. Несмотря на удивительные возможности в индийских Гималаях, треккинг развит крайне слабо. Проявляется это в следующем: тропы немаркированы, невозможно купить нормальную карту (по сути, невозможно купить любую карту, только схемы автодорог), гестхаусы на маршруте встречаются всего в двух местах, что вынуждает использовать палатку и готовить еду самостоятельно, процедура получения пермитов запутана и непонятна. Зато нет толп туристов (мы вообще никого не встретили).
Мы сходили наш трек самостоятельно, и, по сути, незаконно. В районе нашего маршрута нельзя путешествовать без местного гида и специального пермита, который можно приобрести только через турфирму. Сложности с ориентированием (из-за отсутствия нормальной карты и немаркированных троп), непростой рельеф, жесткий график движения сделали из треккинга настоящий горный туризм. Но нам очень понравилось: удивительное чувство уединенности на стоянках, совсем немного местных на тропе, потрясающие виды индийских Гималаев и осенних джунглей.
Долина Нандакини и вершина Трисул над ней

Вид с перевала Куари 

Нанда Деви

Итого: если вы хотите именно треккинг, то есть прогулку налегке по красивым горным тропам, то я настоятельно рекомендую обратиться в одну из местных турфирм в Ришикеше. Они все вам организуют: и пермиты, и караван портеров с кемпинговым снаряжением, и повара, и гида, который знает все местные тропы. Естественно, за это придется заплатить.
Если же вы хотите организовать свое путешествие самостоятельно, то будьте готовы к настоящему спортивному горному туризму в том виде, как мы его знаем и любим (или ненавидим) в России. Не забудьте скачать российскую генштабовскую карту района – это лучшее, что можно найти в свободном доступе. Пусть там не хватает двух третей троп и деревень, зато рельеф обозначен отлично. В награду вы получите настоящее горное приключение, чего, порой, так не хватает на популярных непальских маршрутах. 

Итого

Из трех регионов Индии, где мне удалось побывать, Уттaракханд наиболее похож на Мекку каякинга. Причин несколько:
  1. Удивительно длинный сезон. Кататься тут можно круглый год
  2. Разнообразный и обширный вайтвотер-контент. В любое время года каякер любого уровня найдет, что поплавать минимум на две недели
  3. Простая логистика и развитая туристическая инфраструктура
  4. Следствие третьего пункта – путешествие получается очень дешевым
  5. Отличная тусовка местных каякеров и гидов-рафтеров, а также возможность поработать на Ганге
  6. Интересные возможности для треккинга
Минусов не обнаружено
Итого, реки Уттaракханд Прадеша – это идеальный гималайский каякинг. Обязательное для посещения место. По ряду пунктов Уттaракханд выигрывает у Непала. Похоже, это и есть пресловутая Мекка индийского каякинга, которую я ищу уже три месяца.
Ticket2Ride с 2016 года организует коммерческие туры по священным рекам Индии. Скорее всего, это будут два тура: первый по рекам попроще, класс 2-3, второй – посложнее, класс 3-4. Подробности в новом расписании туров на 2016 год


Комментариев нет:

Отправить комментарий