четверг, 7 июня 2012 г.

Грузия и ее бурные реки. Продолжение гайда

В мае 2012 года мы продолжили исследование Грузии в поисках бурной воды. В этот раз у нас было то, чего так не хватало в прошлую поездку – хорошая команда. Иван Козлачков, Сергей Ильин, Кирилл Рогачев, Андрей Арсеев и я. Трое из команды - инструктора школы каякинга WW-School, а также самый сплавляющийся член команды Kayak-n-Roll  так что мы ехали в Грузию плавать сложные реки.  Мы проехали много нового и интересного, а так же кое-что из уже известных мне рек. В результате гайдбук по Грузии вырос еще на десяток страниц. Также я кое-что поправил с первой части описании.



Изменения, внесенные в первую часть гайда:
  1. Добавлена информация о режиме работы пограничного пункта Верхний Ларс
  2. Исправлена ошибка с ориентирами второго порога на Хевсурской Арагви
  3. Добавлено описание рек Местичала и Цанери в малую воду
  4. В описании некоторых рек добавлен пункт Good to go
  5. Добавлены карты рек
  6. Добавлено несколько фотографий
Ну а теперь кое-что новое:

Нижняя Сванетия




В этом регионе расположено несколько очень достойных рек: Риони, Цхенисцхали, Хеледура, а также притоки первых двух, которые еще предстоит разведать. Основное питание рек – ледниковое, поэтому наибольший уровень приходится на жаркие месяцы. Характер этих рек можно вкратце описать словами «Ледниковый эсклатор».На картах из Туристического офиса Нижняя Сванетия разбита на части и включена в состав Верхней Сванетии и региона Рача 

Качество дорог вполне приемлемое. Самый худший участок – заброска на Верхнюю Риони выше деревни Уцера, но и там можно проехать на неполноприводном микроавтобусе. Кстати, заманчивый вариант переезда из Нижней Сванетии  в Верхнюю через Лентехи - перевал Zagaro – Ушгули работает только с июля по октябрь и только для полноприводных автомобилей. Так что если вы хотите попасть в Местию на микроавтобусе или легковушке – езжайте через Кутаиси – Зугдиди

Заброска на верхнюю Риони

Размещение. Гестхаусов и кемпингов не обнаружено, зато везде можно жить в поле. Местные жители также будут рады пригласить вас пожить у них дома (осторожно, можно залипнуть на неделю). Также можно жить в ресортах в Уцере, Shovi, Ghebi, Chiora, Bardnala, известных своими минеральными источниками. О ценах сказать ничего не можем.
Забавная особенность. Полиция в этом регионе особенно внимательна к туристам. Не волнуйтесь, если за вами везде следует полицейская машина. Когда-то в советское время здесь было неспокойно, и теперь власти делают все, чтобы защитить туристов от всех потенциальных опасностей.
Рекреационные возможности региона: Храм в деревне Никортсминда, музеи в Они, Цагери и Лентехи. Кое-где попадаются сванские башни, но не в таком количестве, как в Верхней Сванетии.

Риони (Rioni)
На реке огромное количество секций от класс II до класс V. Чем выше по реке вы забираетесь, тем сложнее будет участок.

1 - Старт Самой верхней Риони. 2 - финиш Самой верхней Риони и старт секции Уцера. 3 - финиш секции Уцера
Самая верхняя Риони. Первопрохождение
Сезонность: май, возможно, начало июня и сентябрь.
Put in От правого притока ниже деревни Геби (Ghebi), там, где кончаются разбои и начинаются пороги (видно с дороги)
Take out – автомобильный мост, по которому дорога уходит на левый берег в сторону Шави ресорта (Shavi Resort). Мост расположен на 1.5 км ниже впадения левого притока Chanchakhi
Класс сложности (в середине мая): IV+ - V
Расход в середине мая: 50 - 80 куб.м/с
Длина участка: около 4 км
Уклон: 30 м/км
Время: 2-3 часа
Самое начало верхней секции 
Описание:
Река – ледниковый эскалатор с огромным уклоном и мутной водой.
Прямо от старта начинается заходная мощная шивера высокой сложности. Объем реки очень большой. Далее река делает плавный правый поворот и делится на две протоки: полноводная правая и мелкая левая. Необходим просмотр, т.к. в правой протоке расположен мощнейший прорыв класс V, начинающийся огромным котлом почти через все русло. Осмотр с острова. Левая протока, хоть и маловодна, но проходима. Там вас ждет крикинговая секция с бревнами и завалами, желательно бегло посмотреть с того же острова. Пороги протоки можно оценить как класс 3-4. После того, как река собирается в одно русло и до финиша идет участок нонстоп шивер класса 4.

Tips: НЕ ЗАПЛЫВАТЬ!!!

Как мы плыли: Мы совершили первопрохождение этого участка. Заходную шиверу ехали все вместе с выпученными глазами. Зачалились в месте, где река делится на протоки, и долго смотрели прорыв. В результате идти его решились только Ванька Козлачков и Серега Ильин, и то обнеся заходной котел. Остальные трое: я, Андрей Арсеев и Кирилл Рогачев, постраховали их с берега и поплыли по левой протоке. После слияния и до финиша плыли все вместе.

Секция Уцера
Сезонность: май, возможно, начало июня и сентябрь.
Put in – автомобильный мост, по которому дорога уходит на левый берег в сторону Шави ресорта (Shavi Resort). Мост расположен на 1.5 км ниже впадения левого притока Chanchakhi
Take out – автомобильный мост ниже поселка Уцера
Класс сложности (в середине мая): IV (IV+)
Расход в середине мая: 60 - 80 куб.м/с
Длина участка: около 8 км
Уклон: 25 м/км
Время: 2 часа

Описание:
После старта до деревни Уцера расположена длинная  шивера класс IV. Необходимо зорко смотреть по сторонам и объезжать особо неприятные бочки, но сильная группа может обойтись без просмотра с берега. В самой деревне расположен Уцерский каскад, состоящий из 3 порогов класс IV+, незаметно переходящих друг в друга. Ориентир начала каскада – недостроенный (или разрушенный) мост, останки которого видны на правом берегу. В самом каскаде вас ждут огромные бочки и волны.. Осмотр возможен с дороги правого берега  (вылезать придется по конгломератному крутому склону).

Tips: Заплывшего каякера ждет суровая борьба за жизнь.

Как мы плыли: Эту секцию мы поехали сразу после предыдущей. Кирилл Рогачев с нами не плавал, т.к. отправился перегонять машину. Шиверу проплыли с одним коротким просмотром, все пороги Уцерского каскада смотрели с берега. В последнем пороге я приехал в огромную бочку, скрутил там несколько аирэлементов, промылся, не смог встать и заплыл. Было очень неприятно. До финиша от места заплыва оставалось метров 500. Остальные без происшествий. 

Потенциал реки: Выше Геби (Ghebi) ехать не стоит, там ничего нет, кроме разбоев и ровной воды. Зато ниже есть более простые секции, о которых можно почитать в туристических отчетах. Можно также разведать левый приток Риони - Chanchakhi

Обе секции пригодны для сплава на катамаранах. Но чалки будут крайне сложными.

Цхенисцхали (Tskhenistskhali)
Хорошо известная еще с советского времени река. Следовательно, в сети есть несколько достойных туристических отчетов с крайне подробными лоциями реки. Например, вот этот отчет Светланы Цветковой.  Питание ледниковое, и по характеру она очень похожа на верховья Риони. 

 1 - Старт. 2 - Финиш
Секция Лентехский Каскад
Сезонность: апрель-начало июня, конец августа - сентябрь
Put in – Едем от Лентехи вдоль реки выше по течению, старт там, где дорога переходит с на другой берег по автомобильному мосту. Можно начать и выше, от деревни Чвеличери или Текали, но придется до моста грести по ровной воде
Take out – Лентехи. Там, где найдете пригодное место для вылезания на дорогу на правом берегу
Класс сложности (в середине мая): V- - V (V+)
Расход в середине мая: 50-60 куб.м/с
Длина участка: около 15 км
Уклон: точно не мерили, но похоже на 25 м/км
Время: 1 день

Где-то вверху Лентехского каскада. Иван Козлачков и Кирилл Рогачев
Сереге Ильину очень нравится Цхенисцхали

Описание.
Река представляет собой классический ледниковый эскалатор, какой можно наблюдать в Дарьяльском ущелье Терека или на верховьях Риони. Выделить какие-либо пороги на общем фоне достаточно сложно (кроме последнего). Вас ждет нонстоп бигвольюм каякинг на очень приличном уклоне. Первая часть каскада наиболее сложна, т.к., фактически, представляет собой один длинный порог. Во второй половине уклон слегка выполаживается и пороги становятся более локальными. Самый сложный порог секции – последний (№14 по туристическим лоциям) – класс V+, образован недавно во время дорожных работ. Ориентиры: длинный плес, затем плавный правый поворот и перегиб. За ним угадывается серьезное падение. Обнос по камням ЛБ, или же вылезание на дорогу ПБ.
Вдоль всего участка по ПБ идет дорога, с которой при заброске можно посмотреть все пороги и оценить перспективы прохождения.

Tips: НЕ ЗАПЛЫВАТЬ!!!

Как мы плыли.
В тот день поплыло только четверо: Ваня Козлачков, Серега Ильин, Кирилл Рогачев и Андрей Арсеев. Прошли все пороги, кроме последнего с множеством просмотров. На следующий день Иван и Серега замочили №14 вдвоем с взаимной страховкой с воды и нашей страховкой с берега. Все вместе оценили реку как одну из самых сложных за наш трип. 

Серега Ильин мочит порог №14 по большой воде

Потенциал реки: Ниже Лентехи расположен простой участок с большим расходом. Его описания можно найти в туристических отчетах. Что находится выше Лентехского каньона – неизвестно. Надо разведывать.

Хеледура (Kheledura)
Правый приток Цхенисцхали, впадающий непосредственно в Лентехи. На некоторых картах река называется Хелидула. Право открытия этой реки для сплава принадлежит Светлане Цветковой и ее команде. За подробной лоцией отсылаем к ее отчету. Первыми каякерами, проплывшими Хелидуру, была группа Сергея Хвостенко из Украины

  1 - Старт. 2 - Финиш

Put in – Чуть выше деревни Хеледи (Kheledi) или непосредственно в ней от маленького мостика рядом с лесопилкой
Take out – Лентехи, слияние с Цхенисцхали
Класс сложности (в середине мая): IV- - IV  
Расход в середине мая: 20-25 куб.м/с
Длина участка: около 7 км
Уклон: 25 м/км
Время: 2 часа

Типичный прогонный участок Хелидуры. Ванька, Серега, Кирюха

Описание.
Если вы начали выше деревни Хеледи, то вам придется какое-то время сплавляться по разбоям, густо заросшим лесом. У железного мостика рядом с лесопилкой река собирается в одно русло и через километр начинается участок порогов. Их много, следуют друг за другом, однако для сильной группы сложности не представляют. При желании можно осмотреть их с ЛБ. Наиболее сложный порог реки расположен за пешехоным деревянным мостиком. По характеру река очень похожа на алтайский Карагем или норвежскую Остри (Ostri). Пороги заканчиваются после крупного автомобильного моста. . Далее до финиша простой, но интересный участок шивер. Вокруг потрясающие пейзажи.

Tips: возможны бревна в русле.

Потенциал реки: дорога уходит еще далеко вверх, но местные говорят, что там ничего нет. Надо бы проверить

Потенциал региона:
У Риони множество притоков, которые надо разведать: Чанчахи (Chanchakhi), судя по рельефу Риони в этом районе, должна имень очень неплохое падение, Сакаура (Sakaura), Джерора (Jerora) – уже разведана немецкими каякерами, оценена как класс II-III, Лахунтскали (Lakhuntstskali), Ритсеута (Ritseuta). Вдоль всех этих рек идут грунтовые дороги.
Также следует разведать верховья Цхенисцхали и Хеледуры, и еще один приток, впадающий в Лентехи – Ласкадура (Laskadura). К сожалению, вдоль этой реки нет дороги, но можно прогуляться туда пешком

Верхняя Сванетия

Про этот регион я уже писал в предыдущей части гайда. Но за майскую поездку мы разведали много нового и интересного.

Цанери (Tsaneri)
По верхним секциям реки я уже плавал, см. первую часть гайда. В этот раз мы, наконец, разведали, глубоченный эпичный каньон вблизи города Местия. Все оказалось не так страшно, как думалось в августе прошлого года


1 - Старт Близняшки Местичалы. 2 - Финиш близняшки, старт второй секции, 3. - Финиш второй секции, начало секции Каньон "Вид со сцены"

Секция Каньон «Вид со сцены». Первопрохождение
Сезонность: май – июнь, сентябрь
Put in – первый по счету от Местии мост. Если ехать вдоль реки из города, то это перый поворот налево на проселочную дорогу
Take out – непосредственно в городе Местия, на ЛБ рядом с каменным домом с красной крышей. Поворот с дороги к дому сразу за мостом через Цанери
Класс сложности (в середине мая): III
Расход в середине мая: 10 - 15 куб.м/с
Длина участка: 3 км
Уклон: 20 м/км
Время: 1 час
Good to go: если верхние секции не представляют для вас интереса, то можно ехать каньон
Старт секции. Виден деревянный мостик

Антоха Свешников на своей новой Мамбе в каньоне "Вид со сцены"

Описание
Река течет в красивом глубоком каньоне. ПБ – отвесная стенка, ЛБ – кое-где проходим, но кое-где и нет. Метрах в 30 выше по ЛБ есть полка, выбравшись на которую можно выйти на финиш пешком. Сразу после старта короткий глухой каньон без порогов, только кое-где попадаются заклиненные на высоте 2 метра бревна (учитывайте при высоком уровне воды). Во второй половине секции уклон увеличивается, появляются несложные, но интересные порожки. До финиша веселый быстроток.

Tips Если показалось легко – езжайте дальше!

Секция пригодна для сплава на катамаранах-двойках

Цанери-Мулхура. Секция Местийский Каньон. Первопрохождение

1 - старт, 2 - финиш

Сезонность: – июнь, сентябрь
Put in – непосредственно в городе Местия, на ЛБ рядом с каменным домом с красной крышей. Поворот с дороги к дому сразу за мостом через Цанери
Take out – Там, где кончается каньон, возле старого автомобильного железного моста на окраине Мести.
Класс сложности (в середине мая): III+ - IV-
Расход в середине мая: сначала 10 - 15 куб.м/с, затем после впадения Местичалы 20 – 25 куб.м/с
Длина участка: меньше 1 км
Уклон: 30 м/км
Время: 30 минут
Good to go: если в каньонах Местичалы и Цанери с мостов в Местии видны камни и участки спокойной воды – то уровень оптимальный. Если сильная пруха, то нужно разведать все с берега очень внимательно и потом принять решение. Мостов в Местии достаточно - можно просмотреть весь участок.

Дом с красной крышей. Финиш участка "Вид со сцены" и старт Местийского каньона

Описание
Глубокий глухой каньон с очень приличным уклоном. В русле попадается антропогенный мусор. Через 50 м после старта порог «Помойка», образованный мусорным селем с ПБ. Просмотр с этого самого селя. Затем справа в таком же глубоком каньоне впадает Местичала, от слияния река называется Мулхура. Следом идет старый разрушенный мост, рядом с которым можно вылезти наверх на ПБ, а сразу за мостом слив около метра с заварным котлом. В нашу воду надо было обязательно буфить слева. Далее еще 3-4 интересных, но несложных порога, которые нельзя просмотреть и обнести. Рядом со старым автомобильным мостом каньон заканчивается, долина расширяется и можно вылезти на ПБ. Несмотря на мусор, каньон очень красив

Tips: В большую воду будет втыкать по-взрослому. Просмотрите весь участок с мостов в Местии, их много, все видно

Как мы плыли: Проехали первый каньон все вместе, затем Серега и Кирюха отправились исследовать каньон на Местичале, а остальные доехали донизу. На все про все ушло минут 20

Мулхура (Mulkhura). Первопрохождение
Река Мулхура – правый приток Ингури, начинается непосредственно в городе Местия. Изюминка реки – два настоящих, глубоких глухих каньона.

1 - Старт первой секции. Ее финиш и старт второй секции расположены там, где с ПБ к реке подходит грунтовая дорога. 2 - Финиш второй секции.  
Секция Первый каньон
Сезонность: май – начало июня, сентябрь
Put in – Там, где кончается каньон, возле старого автомобильного железного моста на окраине Мести.
Take out – Деревянный мост после окончания каньона недалеко от деревни Ланжери (Lanjeri)
Класс сложности (в середине мая): IV- IV+
Расход в середине мая: сначала 20 – 25 куб.м/с
Длина участка: 3 км
Уклон: 20 м/км
Время: 2-4 часа
Good to go: если в каньонах Местичалы и Цанери с мостов в Мести видны камни и участки спокойной воды – то уровень оптимальный. Если сильная пруха, то лучше воздержаться от прохождения каньона

Старый автомобильный мост на окраине Местии. Финиш Местийского каньона и старт Первого каньона Мулхуры

Вход в первый каньон. Кажется, я вижу свет в конце тоннеля

Описание
Через 500 м после старта река входит в глубокий, частично непросматриваемый каньон, выбраться из которого до финиша можно только в одном месте. Высота стен около 100 метров. Первый порог сразу на входе в каньон. Похож на порог «Прощай, Родина» на Лабе, но масштабы поменьше. Слева плохое улово, справа котел, между ними узкий язык, в который надо обязательно попасть. Просмотр и страховка с ПБ. Далее 300 метров быстротока с волнами и  бочками, и второй порог. Ориентир: виден подпор и урез слива. Крохотное улово для чалки и просмотра расположено непосредственно перед сливом на ПБ. Обнести и отстраховать порог с берега нельзя. В русле лежит обломок скалы, который делит поток пополам. В левой части два котла, ехать туда не надо, а в правой – высокий слив, который надо забуфить влево. Далее еще метров 300 быстротока и за плавным левым поворотом самый сложный порог секции. Чалка в крохотный улов на ПБ  перед осыпью (лучше зачалиться сначала на ЛБ и наметить улово на ПБ). Вылезти из каньона можно по крутому травянистому склону от этой самой осыпи, если у вас достаточно морковок, карабинов и вспомогательных веревок. Порог длинный, интересный, нестрахуемый с берега и необносимый. Есть несколько линий движения. Сразу за ним расположен следующий порог, в котором у нас было заклинено бревно. Ехать надо прижимаясь к правой стенке. Каньон заканчивается через 500 – 700 метров после этого порога. Далее до финиша около 500 метров в широкой долине. Непосредственно перед финальным мостом есть еще один порог, но он идется сходу.

N43.0376567,  E42.7101117 - начало 1-го каньона ("вход в метро")
N43.0301650,  E42.6936300 - конец 1-го каньона


Второй порог каньона

Tips: каньон Мулхуры – самый настоящий, из которого можно выбраться только в одном месте. Сложные чалки, бревна, невозможность просмотреть, отстраховать или обнести пороги. Несмотря на то, что сами пороги не такие уж и сложные, данную секцию можно рекомендовать только уверенным в себе группам.
Tips 2: возьмите с собой достаточно веревок, морковок и карабинов на случай экстренного вылезания их каньона.

Третий порог, за ним виден четвертый. Здесь мы решили выбираться наверх по склону, который начинается от осыпи, на которой я стою 

Как мы ехали: В первый день на Мулхуру отправились двое: я и Андрей Арсеев. Мы посмотрели реку только на старте и финише, поэтому каньон стал для нас настоящим сюрпризом, если не сказать больше. Мы с горем пополам доехали до третьего порога, за которым виднелся четвертый. Сколько оставалось до конца каньона, было неясно и мы приняли решение выбираться оттуда на берег. Вылезание с лодками по травянистому склону заняло у нас около часа. Каяки поднимали на сцепленных морковках. Когда мы вылезли наверх, оказалось, что до финиша мы не доплыли самую малось – около километра, а каньон заканчивается совсем рядом.
На следующий день в полном составе мы прошли этот участок целиком. Всем очень понравилось. 

Секция II, Второй каньон.
Сезонность: май – сентябрь (в летнюю большую воду надо просмотреть каньон сверху)
Put in – Деревянный мост после окончания каньона недалеко от деревни Ланжери (Lanjeri)
Take out – Деревянный мост после окончания каньона после слияния с Ингури у деревни Латали (Latali)
Класс сложности (в середине мая): III- IV-
Расход в середине мая: 25 – 30 куб.м/с
Длина участка: 6-7 км
Уклон: 15 м/км
Время: 3 часа
Второй каньон. Вид сверху

Описание
Первая половина участка – шивера класс III в широкой долине, затем  река входит во второй глубокий глухой каньон. Ориентир начала каньона – песчаный красный правый берег. Сам каньон проще, чем в верхней секции. Пороги едутся без просмотра и достаточно локальны. Невероятно красиво. Иногда попадаются заклиненные на высоте два метра бревна. Учитывайте при высоком уровне воды.


N43.0164883,  E42.6505817 - начало 2-го каньона
N43.0044283,  E42.6236100 - конец 2-го каньона

Второй каньон. Внид изнутри

Tips: не смотря на то, что пороги простые, данная секция получает дополнительный балл сложности за каньон. Там могут оказаться заклиненные бревна и все, что угодно. Спасение заплывших каякеров будет очень проблематично.

Секция пригодна для сплава на катамаранах

Ингури (Enguri) 
Главная река Грузии. По праву считается самой красивой и самой сложной рекой Кавказа. Имеет множество секций на любой вкус, от класс II до класс VI++. Невероятно красива.

Верхние секции Ингури. 1 - старт  секции Ушгули-Давбери, 2 - финиш секции Ушгули-Давбери, 3 - старт секции Ипрари-Накипари, 4 - финиш секции  Ипрари-Накипари 

Секция Ушгули-Давбери.
Сезонность: ??? в мае точно проходима
Put inДеревня Ушгули (Ushguli). Можно начинать прямо от первых башен
Take outДеревня Давбери (Davberi)
Класс сложности (в середине мая):  IV - V
Расход в середине мая: 15 куб.м/км
Длина участка: 7-8 км
Уклон: не мерили, но очень приличный
Время: ???


Каньон. Вид с дороги
Описание:
Глубокий глухой каньон, из которого визуально нельзя выбраться. В каньоне неплохой крикинг. Большую часть можно посмотреть с дороги, но кое-что все же придется ехать наудачу, т.к. в самом каньоне посмотреть ничего нельзя. За деревней Давбери (Davberi) расположен миниканьон с очень большим падением. Это могла бы быть лучшая крикинговая секция Грузии, если бы не бревна, которыми завалена река после постройки ЛЭП.

Tips: дорога из Мести в Ушгули достаточно плохая, но в сухую погоду вполне проезжаемая на неполноприводном микроавтобусе. После дождей лучше нанять в Местии что-то полноприводное. Сама деревня Ушгули безумно красива. Это одно из тех мест в Грузии, которое обязательно должен посетить каждый
Сами не плавали, только просмотрели сверху. Вообще, эта секция ждет своих первопроходцев. Здесь еще никто не плавал.

Секция Ипрари-Накипари
Сезонность: май-сентябрь
Put in – Деревня Ипрари (Iprari), после миниканьона с бревнами.
Take outДеревня Накипари (Nakipari)
Класс сложности (в середине мая):  II
Расход в середине мая: 20 куб.м/км
Длина участка: 15 км
Уклон: не мерили, но небольшой.
Время: ???, но не больше дня.

Описание. Простая секция класс II, Дорога везде идет вдоль реки по ПБ. Пейзажи вокруг очень красивые. Препятствия – несложные прижимы, иногда волны и редкие бочки. Могут попадаться отдельные бревна.

Сами не плавали, только просмотрели сверху, но до нас здесь побывала группа чехов и проехала этот участок

Секция Накипари – слияние с Мулхурой
Про этот участок ничего сказать не можем, т.к. дороги вдоль него нет и он находится в ненаселенной местности. Судя по старым туристическим отчетам (старше 30 лет), эта секция похожа на предыдущую, то есть класс II, однако непонятно, для какого уровня воды это верно. Расход у реки должен быть существенно выше, чем на предыдущей секции, т.к. она вбирает несколько крупных притоков. В общем, участок ждет тех, кто снова откроет его

Нижние секции Ингури. 1-2 -  Секция Мулхура – Накра, 2-3 - Секция Нижних каскадов

Секция Мулхура – Накра. Возможно, первое прохождение на каяках
Put in – Деревянный мост после слияния Мулхуры и Ингури у деревни Латали (Latali)
Take out – Слияние с Накрой
Класс сложности (в середине мая):  V
Расход в середине мая: Вначале около 60, затем 100 куб.м/км
Длина участка: 25 км
Уклон: 18 м/км.
Время: полтора - два дня.

Если долго всматриваться, то справа внизу можно увидеть крохотных человечков и оценить масштаб препятствия

Описание
Река течет в огромном глубоком ущелье, кое-где переходя в короткие, но глухие каньоны. Пороги секции локальные, все просматриваемые, но попадаются и must run. Препятствия – огромные волны, сбойки, бочки и огромные опасные котлы. Вобщем, ultimate bigwater kayaking! Выбраться из ущелья можно около многочисленных мостов, от которых дорога уходит на ПБ вверх к трассе. Шоссе проходит на 150 -200 метров выше реки. Финиш рядом с устьем крупного правого притока Накра. 

Волны кажутся маленькими только с высоты 200 м. Парни этот порог частично обнесли
Ваня мочит порог

Tips: Это очень серьезная секция. Надо быть на 100% уверенным в себе и команде, чтобы ее плыть. 

Как мы плыли: На подвиг решились только трое: Иван Козлачков, Серега Ильин и Кирилл Рогачев. За 4 часа они проплыли половину секции до деревни Zeda Luha, бросили внизу лодки и вышли на дорогу. На следующий день за 4 часа доплыли до слияния с Накрой. Делали много осмотров и несколько обносов. Возможно, они были первыми каякерами, кто сплавлялся по этому участку Ингури.

Нижние каскады Ингури. Накра – 2 км ниже Ненскры
Место подвигу. Глядя на три каскада, расположенные на этом участке, никто из нас так и не смог понять, как же можно плавать ТАКОЕ. Тем не менее, данный участок был частично пройден группой Гомберга  далеком 1986 году,  а в 1990 году - полностью группой Сергея Лагоды. В обоих случаях использовались катамараны. 

Каскад Хаиши
В апреле 2010 года на реке побывала сборная Рязани и Москвы на больших катамаранах. К сожалению, отчета они не оставили, зато есть эпичное видео, дающее представление о нижней секции реки. Целиком ее пройти у команды не получилось из-за поднявшейся воды.
                          
Подробная, но слегка устаревшая лоция секции, написанная для катамаранных групп, есть вот в этом отсканированном отчете  Сергея Лагоды 
Если вы надумали покататься по данной секции, вам нужен самый низкий уровень воды из возможных. Сроки – либо начало апреля, либо конец сентября-октябрь.

Потенциал региона.
Несмотря на то, что мы проехали много ранее неизвестных рек, здесь еще осталось место для первопрохождения. Это притоки Ингури. Правый – Адишчала (Adishchala). Судя по секции Ингури, текущей параллельно, это река класс II- III, но что там на самом деле, надо разведывать. Второй правый приток – Долра, река, текущая с горы Ушба. Группа украинских каякеров во главе с Сергеем Хвостенко, попробовали сплавляться по ней, но после трех километров порогов нонстоп снялась с реки. Осталось еще 12 непройденных  километров прекрасной белой воды. Также правый приток Накра – в большую воду сущий ад типа прорыва Геги перед Стрелочным порогом в Абхазии, но в малую, возможно, частично проходима. И левые притоки: Лаилчала (Lailchala) – издалека очень похожа на Гоначхир. В сторону реки уходит плохая грунтовая дорога от деревни Лахили (Lahili). Кумпрери (Khumpreri) – еще один левый приток Ингури, напоминающий Гоначхир. Как туда забраться, кроме как пешком, неизвестно. Ну и, конечно, нижняя Ингури, ждет своих героев на полиэтиленовых лодках в малую воду.

Долра
Накра
Лаилчала


Бонус. Армения и ее единственная бурная река.


Если вы оказались в районе Паравани и у вас есть пара свободных дней, то можно съездить в соседнюю Армению, чтобы проплыть реку Дзорагет.
Граница. Для граждан России виза не нужна, однако придется купить страховку, заплатить дорожный и экологический сборы. На все про все уходит около 100 долларов. Граница работает круглосуточно, однако процедура прохождения небыстрая. Слава богу, отвязывать лодки и выгружать багаж не заставляют.
Дороги. Несмотря на грабительский дорожный сбор, дороги в Армении оставляют желать много лучшего. Они отвратительны. От границы с Грузией в районе Нинатсминды до начала сплава 160 км. 
Люди. Почти все армяне прекрасно говорят по-русски. Народ доброжелательный, спокойный. Но приглашать в дома пить вино и есть шашлык, как это бывает в Грузии, вас не будут. Страна очень бедная.

Дзорагет
Единственная бурная река Армении. Рельеф района достаточно странен и очень похож на рельеф Тянь-Шаня. Невысокие зеленые холмики прорезает огромный глубокий каньон, в котором и течет Дзорагет. Подробное описание с картами, фотографиями и GPS-координатами можно найти на wiki.whitewater.ru.
Кирилл и Дзорагет
Сезонность: май - июнь
Put in – город Степанован. Рядом с автомобильным мостом через Дзорагет можно найти несколько грунтовых дорог для спуска в каньон
Take out – Первый и единственный автомобильный мост на реке. Недалеко от ДзораГЭС
Класс сложности (в середине мая):  IV-
Расход в середине мая: Длина участка: 30 км
Уклон: 25 м/км.
Время: от 3 часов до одного дня, если не тупить

Ванька прыгает дропчик, мы ждем
Описание:
Река течет в глубоком каньоне, однако берега вполне проходимы и пригодны для просмотра и обноса. Река практически лишена участков спокойной или медленно-текущей воды. Уверенная в себе группа все пороги может ехать с наплыва. Минусы реки смотри в Tips. Река будет очень интересна каякерам среднего уровня, потому что не дает расслабиться на всем протяжении.

Tips: Вода очень грязная и имеет характерный канализационный запах. Возьмите на сплав питьевую воду
Tips 2: На реке есть два антропогенных слива с солидными обратками. Будьте осторожны. Ориентиры обоих – створы шлюзов.

Как мы плыли. Сначала мы закладывали на реку два дня, начитавшись туристических отчетов. Затем решили выплыть пораньше, взять побольше сникерсов, и проплыть все за день. В результате, на реку мы потратили 2 часа 40 минут. Хороший ритм задал идущий первым Кирилл Рогачев. Пороги смотрели только с воды, иногда вылезали для фотографирования 

Заключение
Мы обязательно вернемся в Грузию, чтобы покататься по прекрасным рекам и продолжить пополнение этого гайда.

Текст: Антоха Свешников, фото: Андрей Арсеев и Антоха Свешников
Спасибо моим спонсорам за предоставленное снаряжение:
Лодку Dagger Mamba 8.1, драйсьют Palm Torrent, весло Werner Player и еще много сплавного снаряжения предоставил магазин Paddler.ru 
Одежду и обувь для берега предоставили бренды Marmot и Keen 
Гермоупаковки - компания Stream
А также спасибо гестхаусу Ushba в Местии за то, что приютили нас.  Вот его контакты: 7 King Tamar st., Mestia, E-mail: ushbahouse@yahoo.com, Tel: +995 599 555 217
И WW-School за предоставленное оборудование ванькиного автобуса

7 комментариев:

  1. здорово
    жалко точек GPS нет
    и лоции по винам не помешает

    ОтветитьУдалить
  2. Да, GPS не было под рукой, но там не особо сложно ориентироваться. Вдальнейшем восполним косяк - уж не последний раз в Грузии. А вина надо просто пробовать. Гайд по винам - тема отдельной поездки

    ОтветитьУдалить
  3. в идеале что-нибудь такое хотелось бы
    кратко понятно и информативно
    http://norww.com/Northern%20Norway%20110621.pdf

    только с GPS точками Put-in
    фото тоже отлично иллюстрирует

    ОтветитьУдалить
  4. Видели в конце сентября Хаиши в низкую воду. Там открывается куча прекрасных сифонов (один, на заходе, через все русло, но можно стартовать за). Группа украинских каякеров во главе с Сергеем Хвостенко решили "Не-не-не, Дэвид Блейн")))

    ОтветитьУдалить
  5. Привет!

    Давно хотела написать. Мы в третьей своей поездке в Грузию в этом году обнаружили только, что сплавные участки реки Цанери, по твоему гайду, по некоторым, как по мне, достоверным источникам на самом деле принадлежат реке Мулхура. По схемам трекинговых маршрутов (например, этой http://www.svanetitrekking.ge/rus/tviberi_map.htm) Мулхура начинается после стрелки Твибери и Цанери - как раз в точке старта по верхнему участку Цанери по твоему гайду.
    На туристической карте здесь как раз уклончивое обозначение. Конкретно этот участок не подписан никак. Самое верховье еще до Жабеши обозначено, как Цанери, что сходится, а внизу уже появляется название Мулхура без внятной точки отсчета.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, ты права, обозначение на туристической карте уклончивое. На генштабовкой - то же самое. Что говорят местные? И что за достоверные источники?

      Удалить