Летняя суббота

Этот текст был написал прошлой осенью в Непале во время затянувшейся пересменки между моими турами. Однако он не был вовремя опубликован и потерялся. И вот перед весенней поездкой в Непал он снова нашелся.

Часть первая, про Покхару

За последние несколько дней много чего произошло. Те, кто должен был приехать ко мне в тур по центральному Непалу, в последний момент отказались от путешествия. Что ж, искренне жалею их, ведь они так и не узнали, чего лишились. В очередной раз решив, что это не препятствие, а возможность, я поменял на рупии 200 долларов и отправился в Покхару, где меня ждали мои друзья Денис и Таня.
Осенний непальский воздух прозрачен как в России ранним морозным утром (те, кто были в Непале, поймут, насколько это важно). Я прилип к окну турист баса, разглядывая виды на массив Манаслу и Аннапурны, попеременно мелькающие за придорожными пальмами. Такой открыточный пейзаж я видел до этого всего пару раз. Обычно горы еле видны через пылевую дымку. Забегая вперед, скажу: такая прозрачность воздуха сохраняется уже пятый день.
В Покхаре меня встретил Денис, и мы отправились на мопеде на холм Сарангкот, чтобы увидеть весь массив Аннапурны, а также кусочек Даулагири на закате. Вечером мы отмечали встречу в китайском ресторане вместе с пилотом параглайда и его подругой, женой Дениса Таней и девушкой Машей, инструктором по йоге. Обычно русские стараются за границей держаться друг от друга подальше, опасаясь нарваться на «русо туристо» и поклонников концепции «все включено». Но, как всегда, все дело не в национальности, а конкретных людях. Параглайдер Роман работает в Покхаре пилотом по пять месяцев в году, Маша живет в Китае, потому что после олимпиады в Пекине ей там понравилось, и она решила остаться, за год выучив язык, Денис и Таня – инструкторы по сноуборду, предпочитающие работе и деньгам свободное катание и путешествия.
На следующее утро я проснулся с мыслью, что сегодня утро летнего субботнего дня. Рано вставать не надо, целый день можно заниматься, чем хочешь, куролесить до ночи и поздно лечь. Так и поступили. Обед в крохотной забегаловке, оформленной в карибском стиле, на берегу озера, купание с лодки в теплой воде, бесконечное втыкание на пик Фиштейл (или непроизносимое Мачупуччаре), сплошной релакс. Маша пригласила нас позаниматься йогой на крыше нашего гестхауса. После того, как я три раза вспотел, пять раз упал, потеряв равновесие, и осознал свою собственную корявость и деревянность, я перестал думать, что йога – это для девочек. Спасибо за это Маше. Всегда приятно попробовать что-то новое. Я, конечно, не верю в прану и энергетические центры, зато я верю в сильные мускулы, хорошую растяжку и здоровую кровеносную систему.
День почти пляжного отдыха позади, и мы в Денисом отправились поплавать на лодках на новую для меня реку Мади-Кхола. Чтобы было дешевле, через прекрасного Чарли, владельца Ганеш каяк шопа, мы нашли попутчика в лице француза Джей-Джея. Отличный трип на полдня по очень интересной и динамичной реке, являющейся уменьшенной копией Марсианди, в хорошей компании и потрясающих декорациях – что может быть лучше? Обратная дорога на крыше автобуса – это самые красивые виды гор, которые можно увидеть в окрестностях Покхары.
Про Покхару. Это достаточно новый город, и с культурной точки зрения не особо интересный. Однако, мягкий климат, озеро Фева, развитая инфраструктура и близость основных треков массива Аннапурны делают его главным туристическим центром Непала. Как я уже писал раньше, Катманду – не для всех. Те, кто не смог за мусором и перенаселенностью столицы разглядеть прекрасное, перебираются в Покхару и кайфуют здесь. Меня здесь постоянно преследует привкус чего-то карибского. Вот только нет моря, зато из города видны огромные белые горы. Paradise Pokhara – гласит надпись на билборде при въезде в город. Мы живем в дальнем конце Лейксайда с отличным видом на озеро, совсем недалеко от гнезда параглайдеров. Их площадка приземления в паре минут ходьбы от гестхауса. Эти грациозные медленные птицы всегда вьются над нашими головами.
Покхара – идеальное место для начинающих каякеров. Фева лейк с по-настоящему теплой водой – для тренировок эскимосского переворота, гладкой гребли и физухи, Нижняя Сети – двухдневный трип класс 2 с ночевкой в джунглях для отработки движения на струе, Верхняя Сети – естественный слаломный канал длиной семь километров с  теплой водой и массивом Аннапурны на заднем плане. Ехать до реки минут 20 от Лейксайда, сплав с заходом во все улова, серфингом на каждой волне и буфами со всех камней занимает около часа. Можно ездить раз по пять в день. Мади-Кхола для тех, кто уже кое-чему научился, а Моди – крикинговое испытание для осознавших свои силы. При этом можно жить задешево в самом туристическом центре Покхары и каждый день питаться в разных ресторанах. По дороге обратно в Катманду можно проехать еще и Трисули, чтобы ознакомиться с бигвольюм-каякингом. Следующей весной я обязательно организую каяк-лагерь в Покхаре для начинающих каякеров. Это значительно лучше, чем бассейн, весенняя Мста и ледяная паводковая Окуловка.

Часть вторая, про британцев.

Ден и Таня отправились в трек к базовому лагерю Аннапурны, а я поехал в Катманду, чтобы встретиться с моим английским другом Дазом и поработать на него в качестве сейфети каякера. Даз организовывал несложный каяк-трип по рекам Центрального Непала для семерых клиентов, и лишний гид был ему необходим.
Сам Даз. Выглядит как ветеран войны во Вьетнаме, только в каякерском шлеме
Вообще-то я думал, что умею говорить по-английски. Никаких проблем разговор с непальцами, немцами, американцами и пр. у меня не вызывал. Но вот англичане…  Собрав нашу немаленькую тусу (7 клиентов и четверо гидов), Даз повел нас есть далбат и знакомиться. Из всего сказанного за вечер я понял процентов десять. Сам старался молчать.
Ну а дальше начался каякинг: Трисули, Нижняя Сети, Верхняя Сети. Я был очень рад познакомиться с другими гидами Даза. Джими – настоящий каяк-бомж, побывал везде, где только можно, но больше всего времени он проводит в Британской Колумбии. Адам – молодой парень, обычно работающий рафтгидом в Чили, а сейчас катающийся с Дазом за еду. На меня сразу обрушились потоки полезной информации по тем регионам, куда я давно собирался съездить: логистика, реки, контакты. А парни с интересом расспрашивали про Алтай и Грузию.
Каяк-бомжи везде одинаковы. Иногда мне кажется, что нас связывают не реки, а любовь к разговорам о говне, бабах, каякинге и прочих непотребствах. Здоровая доля падонизма присуща каждому, кто проводит достаточно времени в лодке.
- Эй, Антоха, а в чем разница между женщиной рафт-гидом и йети?
- Не знаю, в чем же?
- Одно из них – мифическое несуществующее существо, а другое – огромное, волосатое и плохо пахнет! И я не знаю, кто есть кто
На английском шутка звучит лучше, но и так нормально. И это только маленькая частичка общего угара, который постоянно творился вокруг.

Клиенты тоже оказались очень похожими на нас. Один из них говорил, что на работе никто не понимает, зачем ехать с лодкой в Непал, когда есть английский вариант Турции, где все включено.
Сначала, когда ко мне кто-то обращался, я только глупо улыбался. Потом начал говорить что-то типа «Yeah…» или  «May be…», потом принялся переспрашивать и заставлять англичан объяснять непонятные слова. Под конец путешествия я уже понимал процентов 60-70 из того, что говорилось вокруг, и мог поддержать разговор на одну из перечисленных выше тем, столь любимых каяк-бомжами.
Главный вопрос, обсуждавшийся весь тур: Что бы ты предпочел: русалку, или рыбу-женщину, у которой выше пояса рыбья часть. Признаться, выбор не простой. Хотя, если ты уже месяц в путешествии…

Мы плавали простые реки, и, тем не менее, мне нередко доводилось возить кого-то на корме. Было очень забавно. Даз показал мне Нижнюю Сети – реку в двух часах езды от Покхары, однако текущую через настоящие джунгли. Отличное место для тех, кто только научился хорошо вставать на гладкой воде и хочет попробовать, что же такое вода текущая и даже бурная.
При общении с англичанами главное запомнить, что они НИКОГДА ничего не говорят всерьез. Ирония – ключевое понятие английской культуры.
Из диалога с Дазом.
- Что там наверху?
- Там находится индуистский храм. Говорят, что если загадать там желание, то оно непременно сбудется.
- Ага… Но вообще-то мои желания сбываются и без этого храма
- Точно, чувак, и мои.
Все время пересменки меня не покидало чувство невероятной легкости. Вокруг простой, понятный и добрый мир, населенный хорошими людьми. Я занимаюсь любимым делом. Моя голова не пухнет от необходимости решения сотни мелких проблем, таких как аренда транспорта, организация проживания и питания клиентов, походная бухгалтерия. Мне нужна только еда, ровное место под коврик и спальник и, конечно, катание на лодке. Всего этого у меня предостаточно. Подзабытое чувство невероятной легкости бытия снова накрыло с головой. Похоже, я засерфил на очень правильной волне.
В конце тура Даз позвали меня работать гидом в его путешествиях по Пакистану и Индии, а также попросил составить график для поездки на Алтай. Всего одна неделя с англичанами принесла мне огромное количество полезных контактов и приоткрыла сотни разных дверей, за каждой из которых ждет приключение. Осенний авитаминоз и мысли об офисе остались позади.

Англичане уехали на Кали-Гандаки, а я отправился в Катманду, чтобы встретить друзей перед треком вокруг Аннапурны. По дороге назад я постоянно ловил себя на мысли, что думаю на английском языке. Признаться, я уже скучаю по фразам с характерным акцентом:
Easy peasy lemon squeezy! Oh, man, it’s awesome! Или Oh, man, it’s so disgusting! Жаль, что текст никогда не сможет передать особую интонацию этих слов.
Итогов пересменку много. Надо делать каяк-лагерь для начинающих в Покхаре. Надо пробовать что-то новое, типа йоги. Надо продолжать исследование Непала, ведь здесь еще так много интересного. Надо больше плавать с иностранцами, ведь это очень здорово расширяет кругозор. Надо открывать новые места, такие как Пакистан, Индия, Британская Колумбия и Чили. Кстати о Чили. Билеты куплены. Десять дней дома после Непала, и я окажусь в Пуконе, иншалла.

Позднее добавление. Ну чтож, все сложилось удачно. Трип в Южную Америку удался. Там я вволю наплавался с иностранцами и обзавелся сотней друзей со всего мира. А Каяк-лагерь в покхаре стартует через две недели. Расписание туров можно посмотреть здесь. Места в туры еще есть. Спешите испытать удивительное ощущение легкости бытия.

Фото Тани Чаговец (Первая часть) и Tim Nolan (вторая часть)