Летайте самолетами и сами по себе



Каякинг – наше увлечение, наша страсть. Однако, трудно представить себе более неудобный в транспортировке спортивный снаряд, чем каяк. Проблема состоит в том, что до самых интересных мест для сплава на планете надо долго добираться, нередко даже лететь. В этой статье я поделюсь опытом, как путешествовать по миру с каяком, тратя как можно меньше денег, и как избежать типичных проблем, связанных с дальними переездами и перелетами. Речь пойдет о сплавных лодках, потому что с родейниками все значительно проще.


Стоит ли лететь со своей лодкой?
Итак, вы собрались в Непал, Чили, Новую Зеландию, Канаду, США или еще куда-то далеко. Для начала необходимо выяснить, что же будет проще: привезти туда свою любимую лодку, или найти каяк там (купить или взять в аренду). Алгоритм действий такой: при помощи Гугла узнаем среднюю стоимость аренды лодки на месте. Умножаем ее на количество дней, которое вы собираетесь потратить на каякинг, и получаем число Х. 
Далее принимаемся за поиск билетов на самолет. Выбираем несколько подходящих нам по цене и времени авиакомпаний, и начинаем внимательно изучать раздел правил  «Перевозка багажа». Для начала можно свериться со списком Kayak-friendly airlines, который бродит по сети и регулярно обновляется. В разделе правил о багаже вам необходимо найти упоминание про перевозку спортивного снаряжения, в частности каяков, серфбордов и прочих похожих на лодки предметов. Там же обязательно уточните про чехол для вашего «серфборда». Если ничего подобного вы на сайте не нашли, попробуйте написать письмо или позвонить в офис авиакомпании и все разузнать. Вообще письмо лучше написать в любом случае и предупредить, что вы планируете везти каяк. Полученный ответ распечатайте и возьмите с собой на регистрацию (ну или если в правилах ясно сказано про каяки, распечатайте их). Это здорово упростит вам общение с бестолковыми младшими сотрудниками авиакомпаний. 
Мой краткий список компаний, лояльных к каякерам:
Emirates и Qatar Airways – самые-самые. Возят лодки БЕСПЛАТНО!
AirAstana, Airarabia, Condor  и Turkish Airlines – лодки берут без вопросов, но за приемлемую дополнительную плату.
Lufthansa – лодки берут, но задорого.
Список самый отстойных авиакомпаний традиционно возглавляет Аэрофлот. Эти ребята не только kayak-unfriendly, но и вообще client-unfriendly. Но об этом ниже 
Итак, вы выяснили, что ваш каяк погрузят на борт за некоторую плату Y. Теперь нужно сравнить число Х и Y и окончательно принять решение, хотите ли вы путешествовать со своей лодкой, или проще и дешевле взять ее на месте.

Нормы провоза багажа.
Основная заморока с каяками в том, что они большие. Но они, к тому же, еще и тяжелые. А помимо лодки вам потребуется еще куча разного снаряжения. Иногда при покупке билета можно докупить дополнительные килограммы для ваших вещей, а иногда все приходится разруливать на месте, прямо при регистрации. Запомните, что почти у всех авиакомпаний есть специальные тарифы на провоз спортинвентаря, не забудьте рассказать об этом девочке за стойкой регистрации. 
Немного аэропортовых хитростей.
Обычно весы устроены так, что длинные предметы типа лодки и весла можно опереть на что-нибудь или незаметно подставить под них ногу. Итого экономия 5-10 килограмм.
Ручная кладь. Она должна весить до 7 кг и соответствовать определенным габаритам. Но ничто не помешает вам перед регистрацией оставить ваш тяжелый большой рюкзак за колонной, спокойно получить посадочный, и уже после этого «вспомнить» о том, что этот рюкзак вы хотите взять в ручную кладь. Помните, что ноутбуки и фото- видеокамеры не могут быть учтены при взвешивании ручной клади.

Упаковка шмоток.
У некоторых авиакомпаний есть норма, сколько мест багажа может взять с собой один пассажир, и сколько может весить каждое место. Следовательно, вам нужно минимизировать количество отдельных вещей.
С лодкой все понятно. В нее можно кое-что запихнуть, но главное – не перестараться и не превысить допустимый вес одного места багажа.
Остаются весла и снаряжение. Очень полезная штука – чехол для беговых лыж. Он идеально подходит по длине для весел, а также в него при желании можно запихнуть много снаряжения. Преимущества налицо: весло в чехле, обложное со всех сторон вещами, сложно сломать. Кроме того, например, Аэрофлот возит лыжи бесплатно, а за весла захочет стрясти с вас денег. Поэтому, отправляясь в Уганду или Коста-Рику главное с каменным лицом сказать, что в чехле именно лыжи, и отсутствие снега в стране назначения вас ни капли не беспокоит.

У меня обычно получается запихнуть в свой фишеровский чехол весло, запаску и все снаряжение. Вес этого места багажа колеблется от 10 до 15 кг в зависимости от продолжительности и сложности моего трипа.
Ручная кладь. Тут все более-менее понятно. Берем с собой небольшой рюкзак (у меня Gregory Z45, 45 литров) и убираем туда всю хрупкую электронику. Если вам предстоит стыковка, то туда же убираем спальник и самонадувающийся коврик, умывашку.
Спасжилет и каска – очень неудобные в транспортировке вещи. Весят мало, но занимают много места. Обычно я пристегиваю их к рюкзаку, который летит со мной в салоне. Получается смешная гирлянда. Если девочка на регистрации будет возмущаться, можно устроить забавный перфоманс с одеванием всего этого на себя с криками «Безопасность прежде всего!!!». Зрители в очереди будут довольны. После этого можно спокойно идти на посадку.
Итого, в самом сложном случае у вас окажется три предмета: почти пустая лодка весом 20 – 25 кг, плотный чехол с веслами и снаряжением весом 10 – 15 кг, и рюкзак в ручную кладь со спасжилетом и каской снаружи весом 7 – 10 кг. При описанных выше манипуляциях можно существенно сэкономить на провозе этой груды барахла. 

Сейфети ферст.
Так уж повелось, что путешественники являются основной мишенью всяких подлецов и воришек. Столкновение с такими субъектами может существенно испортить вам жизнь. Вот несколько советов, как обезопасить себя от воровства или его последствий.
Сделайте фотографию всех ваших вещей в разложенном виде перед упаковкой. Если ваш багаж потеряется, станет целью воров или просто порвется чехол, с этой фотографией вам будет проще отстоять свои права перед авиакомпанией.

У всех вещей, что вы сдаете в багаж, застегните молнии и застежки при помощи пластиковых хомутов. Это отобьет у грузчиков аэропорта желание заглянуть вовнутрь и что-нибудь прикарманить. В некоторых южноамериканских странах не лишним будет сделать то же самое с ручной кладью, чтобы ненароком не стать звеном наркотрафика. Прецеденты бывали: вам незаметно подкладывают что-то в рюкзак, вы удачно проходит таможню, а по прилету на родину вас встречает хмурый тип, и объясняет, что у вас в рюкзаке героин и лучше бы его отдать, не то он позовет полицию.
Сделайте фото вашего паспорта и вашей пластиковой карты и сохраните его где-нибудь в облачном хранилище или пошлите письмо самому себе по почте. Там же запишите телефон банка. Если вы потеряете или у вас украдут документы, вам будет проще их восстановить при наличии копии. Если карту украли, немедленно звоните в банк и блокируете ее. 
Еще одна полезная штука: не поленитесь зайти в ваш банк и доходчиво объяснить сотруднику, что вы много путешествуете, и не надо удивляться, если картой пользуются сперва в Москве, потом в Дубаях, потом в Буэнос-Аиресе, потом в Пуконе. Банки любят «заботиться о вашей безопасности» и блокировать карты, если география транзакций кажется им подозрительной. Блокировку можно снять только в офисе банка. Не очень приятно бывает остаться в Южной Америке без денег на вашем счету.
Запишите куда-нибудь телефоны российских посольств тех стран, куда вы собираетесь. Это может очень сильно пригодиться.

UPD. Поврежденный багаж
После получения ваших вещей с багажной ленты тщательно осмотрите их. Убедитесь, что все в целости и сохранности. Если вы обнаружили, что ваш багаж поврежден СРАЗУ идите на стойку Lost and Found и объявите об этом. Сотрудники службы должны составить акт о повреждении багажа. Иногда это делается в электронном виде, тогда вы получите его номер. Иногда в бумажном. Далее сохраняем все багажные бирки и посадочные талоны, фотографируем их, и отправляем электронное письмо в авиакомпанию (ответственность за багаж несет именно она. Если перевозчиков было несколько, то ответственным является последний). У них есть 30 дней на рассмотрение вашей претензии.
Если вы обнаружили повреждение вашего багажа после того, как покинули зону выдачи, еще не поздно вернуться и оформить претензию.
На что вы можете рассчитывать? Если при сдаче багажа не была объявлена его стоимость (это стоит небольших дополнительных денег), то возмещение составит 20 долларов за килограмм. Однако, бывали прецеденты в случае с каякерскими веслами, когда компания возвращала почти 100% их стоимости. Но это скорее исключение, чем правило.

Прочие полезные мелочи.
Научитесь пользоваться облачными хранилищами данных. Я использую Dropbox. Сгружайте туда фотографии и прочую важную информацию. Таким образом, вы застрахованы от потери этих данных, если ваш ноутбук украдут или накроется жесткий диск.
Обязательно берите с собой полную катушку серебряного скотча. Он никогда не бывает лишним.
Если вы не собираетесь жить в палатке, и спальник и коврик вам не нужны, возьмите с собой в ручную кладь тонкий флисовый плед. Очень практичная и полезная вещь.
Постарайтесь унифицировать вашу электронику под одно зарядное устройство. GoPro, плеер, телефон и электронная книжка у меня заряжаются через MiniUSB, для фотика и нетбука нужны свои зарядки. И это уже много лишних проводов.

UPD. Пятиминутка ненависти к Аэрофлоту
"Прекрасная" авиакомпания Аэрофлот испортила отдых одной из участниц моего трека, Марии. Итак, у нее были билеты Москва-Дели Аэрофлота, далее SpiceJet до Катманду. В Дели прилет и вылет из одного мждународного терминала, метапоисковики продают этот маршрут вместе, многие так летали в Непал.
Так вот, посадить ее на рейс в Москве Аэрофлот отказался на основании того, что у нее нет индийской визы. Какая виза, если она не покидает международного терминала??? Я раз пять летал через Дели без визы разными авиакомпаниями, и никогда это не было проблемой. Сначала с Аэрофлотом попробовала поругаться она, потом по телефону я, потом снова она. Вразумительного ответа о причине этого бардака получить не удалось. Нет и все. Не положено.
В сухом остатке мы имеем испорченное путешетвие и кучу напрасно потраченных денег и нервов.
НИКОГДА НЕ ЛЕТАЙТЕ АЭРОФЛОТОМ!

Вот вроде бы и всё. Всем удачных путешествий.


1 комментарий:

  1. C 15 ноября 2014 у Emirates поменялись правила. Теперь сумма сторон багажа не должна превышать 300см, а спортинвентарь у них по стандартным нормам багажа провозиться. После этой даты возил лодки кто-нибудь? Пруф: http://www.emirates.com/ru/russian/help/faq/214958/baggage-allowances-for-sports-equipment

    ОтветитьУдалить