Добавляя в уравнение возможность умереть


На этой неделе из далекой Новой Зеландии мы получили печальную новость – на реке Кайтуна погибла Луис Джул. Нельзя сказать, чтобы мы были друзьями или даже знакомыми, но мы плавали по одним и тем же речкам и перебрасывались парой фраз при встречах. За полгода до этого в Чили на реке Нилауе погиб мой приятель Хуан Антонио де Угарте. Еще на полгода раньше я сам провел несколько незабываемых минут в крохотном бурлящем кармане на Фуе.
В голове достаточно давно крутилось много мыслей на этот счет. В связи с гибелью Лу мне на глаза попалась статья американского каякера Дуга Аммонса, написанная еще в 2010 году. Автор удивительно точно сформулировал те же мысли, что были у меня. Ниже художественный перевод этой статьи.

Обычно мы не нуждаемся в точном определении причины, почему мы занимаемся сплавом, потому что это кажется абсолютно очевидным для нас. Но на похоронах друга-каякера все по-другому. Недавно мой друг оказался на похоронах своего молодого приятеля. Тот утонул прямо  в своей лодке после того как застрял под бревном на сложной секции реки. Мой друг пытался сказать пару прощальных слов о нем, и обнаружил, что говорит о том, как утонувший приятель наслаждался каякингом, каким прекрасным для него было время, проведенное на реке, и сколько удовольствия он от этого получал.
Мой друг считал, что прекрасно все объяснил, пока несколько членов семьи погибшего не загнали его в угол вопросами, почему на них свалилось такое горе, как смерть близкого человека.
Стоит ли брать на себя такие риски, чтобы закончить так – в 22 года, когда вся жизнь еще впереди, погибнуть, занимаясь чем-то для удовольствия?
Мой друг затруднялся с ответами, и соскользнул к избитому клише: «В конце концов, он умер, занимаясь тем, что любил». Услышав это, мать погибшего парня разразилась слезами и сказала: «Я потеряла своего сына! Любить не значит умереть!»
Косноязычно и смущенно мой друг пытался спасти положение, но позже признался мне: «Они продолжали задавать вопросы. Я не знал, что сказать. Когда смотришь на плачущую женщину, которая потеряла сына, все то, что мы обычно говорим о каякинге, звучит глупо».
Когда кто-нибудь гибнет на сплаве, карточный домик наших представлений о каякинге, построенный из таких понятий как «фан», «взволнованность», «адреналин», «дружба», «отлично проведенное с друзьями время», в миг рассыпается. А мы остаемся с чувством боли, совершенно чуждой всему, что кажется нам особенным в нашем спорте.
Мы должны попытаться найти ответы, а клише выкинуть в мусор. Клише – это способ защититься от столкновения с несоответствием между тем, во что мы хотим верить, и смертью, которая дышит в затылок. Заявления типа «это цена за расширение границ возможного» порождают новые вопросы: «почему расширение этих границ так важно, если цена за это – смерть?».
Я не нашел ответов на эти вопросы в блогах и видео каякеров. Если кто-то считает, что клише дают ответы, то советую ему попробовать объяснить матери друга, почему тот утонул, занимаясь каякингом. Надеюсь, еще до того, как этот кто-то откроет рот, он поймет, насколько глупы и фальшивы его суждения.
Мы занимаемся сплавом по нашей собственной воле, нас никто к этому не принуждает. Мы не защищаем наши семьи и не ведем войну против абсолютного зла. Мы не делаем ничего, что было бы важно для всего остального мира. Тем не менее, мы делаем то, что имеет огромное значение лично для нас, то, что наполняет наши жизни энергией, испытаниями и красотой. Но люди редко упоминают это, когда говорят о причинах, почему они занимаются каякингом. И это не выражено ни в одном клише, которое мне приходилось слышать.
Если вы слышите, что кто-то изъясняется этими дешевыми бездумными клише, уточните, что именно он имеет в виду. Требуйте ответа. Если мы любим эти удивительные реки, если мы собираемся туда, где гибель возможна, мы должны более глубоко задуматься над тем, почему мы туда собираемся. Потому что если мы добавим в уравнение нашего каякинга смерть, то ответ изменится.

Автор: Doug Ammons, каякер мирового уровня, доктор психологии, музыкант и мастер боевых искусств. Один из десяти человек, внесенных в список величайших путешественников XX века журнала Outside за его солоэкспедиции на сложнейшие реки мира. 
Оригинал статьи лежит здесь

А у вас есть ответ, почему вы сплавляетесь по рекам, где можно утонуть?

7 комментариев:

  1. На мой взгляд автор не дает ответа на поставленный вопрос. Его слова полностью соответствуют тому клише, о котором он говорит, просто он выразил это более красивыми словами, но они так же не будут иметь никакого смысла для матери..
    Утонуть можно на абсолютно любой реке, и подобные случаи это только подтверждают. Главное правильно оценивать свои силы, сложность реки и степень риска, правильно выбирать компанию для сплава и никогда не сплавляться одному, а так же не забывать о страховке. Когда гибнет каякер высокого уровня на предельно знакомой реке - я склонен считать это несчастным случаем подобным автомобильной катастрофе. Ведь точно так же можно задать вопрос - зачем вы каждый день ездите по дорогам, где можно разбиться? Весь вопрос в степени риска. И у каждого эта степень своя...
    Спасибо за статью, она заставляет еще раз задуматься и напоминает о том, что к сплаву нужно относиться серьезно!
    Светлая память этим молодым людям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Автор и не дает ответа. У каждого он должен быть свой. Смысл в том, что большинство каякеров даже не задумываются о том, что можно взять и запросто утонуть.

      Удалить
    2. Как я понял из текста, это ответ автора:
      " мы делаем то, что имеет огромное значение лично для нас, то, что наполняет наши жизни энергией, испытаниями и красотой."

      Удалить
  2. Автор явно ответил на вопрос: Когда ты идешь на речку за фаном и адреналином, нужно чётко понимать, что вот конкретно ты САМ можешь взять и утонуть, и друзья не смогут тебе помочь. И эта вероятность вполне реальна, гораздо больше чем в каком-нить футболе/хоккее.

    ОтветитьУдалить
  3. Все каякеры (а также бордеры, парашютисты, велосипедисты и т.д.) адреналиновые наркоманы. Кто-то больше, кто-то меньше. За тем и ездим.

    ОтветитьУдалить
  4. В точку, каякеры зависимые в крайней степени, как вингсьютеры и прочие реально экстремалы, знаю не по наслышке, с трудом спрыгнул)

    ОтветитьУдалить