Ладакх – каякинг на крыше мира

Ладакх – это горная территория, расположенная посередине северного индийского штата Джамму-Кашмир в Гималаях. Этот регион, по загадочной для меня причине, был полностью проигнорирован российской каяк-тусовкой, и совершенно зря. Насколько мне известно, здесь побывала минимум одна катамаранная группа, и даже оставила описание. Тем не менее, Ладакх не стал так же популярен для сплава, как, например, Непал.
Спешу восстановить справедливость и разрекламировать Ладакх среди российского речного сообщества. Это уже если не Мекка каякинга, то точно одно из тех мест, которое должен посетить каждый. 

Как добраться

Весь туризм Ладакха крутится вокруг столицы Лей (Leh). Это небольшой туристический городок, расположенный на высоте 3500 метров. Будем считать его начальной точкой всех маршрутов.
Крепость над Леем

Для начала надо прилететь в Дели. Это совсем несложно и недорого. Далее у вас появляется выбор:
  1. Прилететь местными авиалиниями прямо в столицу Ладакха город Лей (Leh). Если бронировать билет заранее, то перелет стоит 50 – 100 долларов в оба конца, но если упустить правильное время покупки билета, то цена может вырасти до 500 долларов. Авиакомпании берут лодки, но если вы путешествуете большой компанией, то все каяки в один самолет могут и не влезть.
  2. Прилететь местными авиалиниями в столицу штата Джамму-Кашмир - Шринагар, а оттуда за 16 часов доехать до Лея на автобусе. Преимущества такого пути в том, что билеты в Шринагар почти всегда дешевые, и если вы упустили покупку билетов прямо в Лей, то Шринагар – ваш выбор. Кроме того, в столице Джамму-Кашмира есть что посмотреть.
  3. Из Дели приехать на автобусе (дешевом государственном, или дорогом, но комфортном, частном) в Манали, штат Химчал-Прадеш, а затем оттуда по самой безумной и высокогорной дороге в мире доехать до Лея. Такой путь занимает 2-3 дня, лодка в багаже не является проблемой. Кроме того, такой путь хорош для акклиматизации. Стоить все удовольствие будет около 60 долларов.

Есть еще некоторые более экзотичные варианты, но на них мы не будем останавливаться.
Наличие каяка не особо осложняет путешествие. Тем не менее, если вы не хотите морочиться с лодкой, можно арендовать ее на месте. Есть несколько прокатов.

Люди
В Ладакхе проживает удивительно приветливый и гостеприимный народ. Эти люди говорят на своем языке (ладакхи), исповедуют буддизм и обижаются, когда их называют индусами. Поскольку регион весьма популярен среди западных туристов, многие жители Ладакха прекрасно говорят по-английски.
Из-за невероятно сложных условий жизни плотность населения крайне низкая. За исключением Лея и долины Инда вы вряд ли где-то встретите много народа.
Ладакх – место спокойное и безопасное. Преступность стремится к нулю.
Возможно, вас удивит количество военных баз. Это объясняется тем, что на западе штата Джамму-Кашмир неспешно тлеет старый конфликт между Индией и Пакистаном. В Ладакхе базируются резервные части на случай обострения противостояния. Индийские военные – очень приятные люди, всегда готовые помочь в затруднительной ситуации.

Ландшафт
Ладакх – это горная страна, расположенная на высоте выше 3000 метров в западной части Гималайского хребта. Тем не менее, похожих на Непал пейзажей вы здесь не встретите. Горы Ладакха выглядят совершенно по-другому, и похожи скорее на Памир или Каракорум. Если вы не были в этих местах, то гораздо проще представить себе ландшафт Марса, чтобы понять, чего ждать от Ладакха. Все время пребывания здесь вас будут окружать невероятные, неземные декорации. Но проще показать несколько фотографий, чем пытаться это описать.





Климат и природа
Климат региона резкоконтинентальный, полная противоположность тому, что я видел в Керале. Очень сухо, очень жарко днем, холодно ночью. Природа очень похожа на памирскую: горная пустыня, в которой изредка попадаются зеленые оазисы вокруг деревень. Природа весьма суровая.
Никаких ядовитых животных нет, горный воздух и вода почти стерильны из-за солнечного ультрафиолета.
Граница между пустыней и оазисом

Размещение
Начальной точкой почти любого маршрута в Ладакхе является город Лей. Это очень приятное и красивое место. Жить можно в одном из сотен гестхаусов по цене от 8 до 50 долларов за номер. Здесь же можно купить любые необходимые припасы, а также любое треккинговое снаряжение.
Однако, долго в Лее сидеть смысла нет, а на реках Ладакха нет гестхаусов. Об этом ниже.
Спартанский лагерь на берегу Тсарап-Чу

Реки
Реки Ладакха – это высокогорные ледниковые потоки. Как правило, это автономный экспедиционный сплав. Характер рек: большой расход, относительно небольшой уклон, пороги образованы камнями и скальными сужениями или глубокими глухими каньонами. Водопадов и слайдов нет.
Основный рек три: Инд, Занскар и Тсарап-Чу. Есть еще пять-семь менее известных рек, которые являются притоками первых трех. Инд – огромная река с несколькими секциями. Длинные плесы чередуются с большими порогами класс IIIV. Для сплава по нижней секции нужно получать разрешение у военных, т.к. река утекает в спорную территорию между Индией и Пакистаном.
Инд в большую воду

Огромные волны порога возле деревни Ниму

Занскар – приток Инда. Лучшая в мире река для коммерческого рафтинга. Самая красивая река из тех, что я видел в своей жизни. Самые безумные пейзажи. Самая-самая. Я влюбился в эту реку с первого взгляда. А теперь факты: примерно 130 километров реки расходом около 200 куб.м/с, класс III+. 80 километров река течет в огромном, поражающем воображение, каньоне. Его часто, и совершенно справедливо, называют Гранд каньон Азии. Несмотря на невысокий уровень сложности, к сплаву по Занскару нужно отнестись с уважением: из-за береговой обстановки каньона спасение заплывших участников и перевернутых лодок крайне затруднено, в случае экстренной ситуации покинуть каньон почти невозможно (разве только выбираться пешком через пятитысячные перевалы), вертолет за вами не прилетит, в каньоне всего одно место для стоянки, и если вы где-то задержались, то плыть до него придется в темноте. Короче, будет интересно. Нижние 25 километров реки облюбовали рафтинговые компании для проведения однодневных сплавов. На прохождение требуется от одного до пяти дней в зависимости от сплавных средств, навыков и приоритетов группы.
Каменные грибы повсюду

Гранд каньон Азии

Рафтинг

Каньон самый настоящий

Порог Constriction. Неприятное место для рафта, где огромный занскар сжимается в щель шириной четыре метра

Тсарап-Чу – приток Занскара. Это был мой самый высокогорный сплав. Старт находится на высоте 4200 метров, слияние с Занскаром – на высоте 3500 м. Длина сплавной секции примерно 140 км. Зимой 2015 года посередине реки сошел сель, образовавший озеро. Военные взорвали естественную плотину, и хлынувший вниз поток полностью перемыл реку и оборвал все мосты. Короче, все описания реки, сделанные до 2015 года более неактуальны.
Итак, Тсарап-Чу можно смело поделить на две совершенно разные части: до озера и после него. Первая часть имеет расход около 30-40 куб.м/с. Основные препятствия расположены в четырех глухих каньонах. Самый сложный и длинный – второй, в нем несколько слепых поворотов, нет уловов и какой-либо возможности зачалиться или вылезти на берег. Тем не менее, ничего сложнее класса III+ там нет. Раньше каньонов было восемь, но последние четыре сейчас затоплены озером. Между вторым и третьим каньоном расположен крайне неприятный порог, который обычно все предпочитают обнести по левому берегу. Ориентиры очевидны.
Специально для катамаранщиков. Я нашел два места, куда катамаран может и не поместиться. Первое – во второй трети второго каньона, второе – в третьем каньоне. Что с этим делать и как это обносить я не знаю. Можно уточнить этот вопрос в описании рязанской катамаранной команды.
Первый каньон

Второй каньон

Озеро невероятно красиво. Где-то посередине цвет воды меняется с грязно-коричневого на небесно-голубой. Невероятное сочетание цветов. Мы неспешно прогребли озеро за один час сорок минут.
Озеро вначале

Озеро в конце
Озеро заканчивается неожиданно приятным и интересным селевым порогом класс IV. Отсюда начинается вторая часть реки. Она вбирает несколько крупных притоков и становится гораздо мощнее. По пути вы минуете очень красивый буддистский монастырь в Пуктале. Рекомендуется к осмотру. Сложно становится в районе деревни Reru. В этом месте Тсарап-Чу уже имеет расход около 100 куб.м/с. Ранее здесь находился крайне неприятный порог Reru Falls, который почти все предпочитали обносить. После схода озера порог полностью изменился, стал немного проще (старые ориентиры начала препятствия смыло, и мы обнаружили себя по середине порога, откуда нельзя уже было вылезти, так что пришлось проехать). Возможность просмотра и обноса пока является спорной.

Первая часть порога после озера

Риру фаллс. Пришлось серьезно понервничать

Далее вас ждут 3-4 действительно сложных и мощных порога также с сомнительными возможностями для просмотра и обноса. Я не утверждаю, что их нет, просто мы проехали все сходу и не заметили очевидных путей и троп. Перед слиянием с рекой Стод, откуда начинается Занскар, расположена крупная деревня Падум. Здесь можно пополнить запасы, переночевать под крышей и посмотреть пару монастырей. После этого сплав продолжается по Занскару. Для прохождения Тсарап-Чу требуется от полутора до 10 дней в  зависимости от навыков, приоритетов и стиля сплава.
Итого я бы оценил Тсарап-Чу как реку класс IV с одним порогом IV+. Однако, необходимо иметь в виду, что сплавной участок расположен выше 3500 метров над уровнем моря. Возможны все причуды горной болезни. Поскольку на реке есть каньоны, которые нельзя или очень сложно посмотреть, целесообразно будет воспользоваться услугами гида. Например, моими.


Сплавной сезон
Почти идентичен нашей Средней Азии. По Занскару и Инду можно плавать с июня по сентябрь (июль – время высокой воды, надо иметь это в виду), для Тсарап-Чу лучшее время – август – первая половина сентября.

Видео

Big Indian trip. Part II: Ladakh from Ticket2Ride on Vimeo.

Снаряжение
Ледниковые реки и резкоконтинентальный климат диктуют очень высокие требования к снаряжению. Несмотря на жару днем для сплава вам потребуется драйсьют и самое теплое термобелье, которое сможете найти. Вода ледяная. Рекомендую костюм-изотермик от «Сплава». Варежки на весло также не помешают, особенно на Тсарап-Чу.
Для экспедиционного сплава вам потребуется все соответствующее снаряжение. Спальник должен быть достаточно теплым, ночами случаются заморозки. Не забудьте пуховый жилет или свитер и шапку. Для приготовления еды понадобится горелка, дров в долинах рек почти нет. Газ можно купить в любом из десятков аутдорных магазинов Лея. Нелишним будет фильтр для очистки воды от механических примесей.
Возьмите с собой водостойкий крем от загара с фактором защиты 50. Солнце просто атомное.
Почти все мое снаряжение на одной фотографии
Впрочем, иногда ночи достаточно теплые для того, чтобы спать под открытым небом


Логистика
Поскольку основные реки региона очень длинные и подразумевают многодневные экспедиции, вопрос логистики стоит не особо остро: надо только добраться до старта, а затем уехать с финиша. Все очень просто: Старт Тсарап-Чу находится примерно посередине трассы Лей-Манали. Можно приехать туда на такси, на государственном или рейсовом автобусе. На старт Занскара из Лея добраться сложнее – придется арендовать джип с водителем. Дорога занимает два-три дня и проходит через город Киргил. По дороге можно посмотреть множество буддистских монастырей, ледники, спускающиеся практически к дороге, и много других интересных штук. Альтернативный вариант заброски: также три дня ехать из Шринагара. Уехать с финиша, который обычно находится после впадения Занскара в Инд, не составляет проблем: одна из десятка местных рафт-компаний с удовольствием приютит вас в своем лагере и организует вам доставку в Лей в этот или следующий день.

Фристайл
Да, Тсарап-Чу, Занскар и Инд имеют множество прекрасных волн, с перезаходом и без. Однако, тренировать фристайл в ледяной воде на высоте 3500 метров – удовольствие сомнительное. Так что оставьте свой родео-таз дома, Ладакх не для этого. Однако, если у вас остался лишний день отпуска, и вы не знаете, чем заняться, можно арендовать родейник в местной конторе и сплавиться по рафтовому участку Инда или Занскара.

Работа
Каяк- и рафтбомжи, уверенно владеющие своим сплавным средством и английским языком, без лишнего труда найдут в Ладакхе работу сейфети или гида за еду или даже за деньги. Местные турфирмы всегда в поисках белых гидов. Это такой смешной постколониальный эффект Индии.
Рафтинговая экспедиция на Занскар - популярный туристический аттракцион

Кроме каякинга
Оооо, Ладакх – это рай для аутдора. Здесь вы найдете треккинг любого уровня сложности (в среднем сложнее, чем в Непале), отличные места для маунтинбайкинга, джиппинга, альпинизма и пр. Отдельно стоит рассказать про мотоциклетные туры, очень популярные в Ладакхе. В Лее можно задешево взять в аренду мотоцикл Royal Enfild и отправиться в многодневное путешествие по самым высокогорным дорогам на планете. Мотопутешественники составляют около трети всех туристов региона.
Ладакх – место с древней и удивительной историей. В рамках этой статьи всего не описать. Для нас важно, что культурное наследие региона огромно. Почти на каждом шагу, даже в самых труднодоступных местах, встречаются буддистские храмы и монастыри. Можно легко потратить несколько недель только на изучение достопримечательностей вокруг Лея. Удивительное место.
Монастырь Тикси недалеко от Лея

Монастырь Пуктал на Тсарап-Чу. Самый простой способ добраться до него - приплыть на лодке

 Особенности
Еще раз повторю про главную особенность Ладакха – высоту. Вы должны быть к ней готовы. Я уже писал вот здесь о том, как подготовить свой организм к пребыванию на высоте и свести к минимуму риск возникновения горной болезни. 

Итого
Ладакх – это место, где должен побывать каждый. Каякеры и катамаранщики найдут тут отличный высокогорный сплав в экспедиционном стиле среди марсианских пейзажей. Треккеры и альпинисты обретут сложные и красивые маршруты, а просто втыкатели и духовнобогатые особы порадуются буддистскому культурному наследию.
Плюсы
  1. Отличный высокогорный сплав в экспедиционном стиле. Я пока не знаю места, где еще можно найти такой
  2. Невероятной красоты пейзажи, запоминающиеся на всю жизнь
  3. Богатейшая буддистская культура
  4. Низкая стоимость путешествия
Минусов не обнаружено. Ладакх почти мгновенно стал одним из моих самых любимых мест на Земле, где хочется проводить как можно больше времени. Этим я и собираюсь заняться.
В августе и сентябре 2016 года я планирую организовать несколько туров в Ладакхе. Это будет:
  • Треккиг в долине реки Марка
  • Сплавной тур премиум-класса с рафт-поддержкой по Занскару и Инду
  • Сплавной тур для каякеров класс IV по Тсарап-Чу, Занскару и Инду
Планируйте отпуск на следующий год. Более подробная информация будет опубликована в расписании туров на 2016 год.
Также по запросу для группы от пяти человек я могу организовать рафт-тур по Занскару и Инду.



1 комментарий: