Как я стал инструктором Международной Федерации Рафтинга (IRF)


Пару недель назад в Ладакхе, Индия, прошел крайне интенсивный курс безопасности на воде Rescue3 WRT и следующий за ним курс IRF для рафт-гидов, сейфети-каякеров и триплидеров. Мне посчастливилось принять участие в обоих. Особо отличившиеся в процессе курса участники могли попробовать свои силы, и, если сил оказывалось достаточно, получить звания инструкторов Международной Федерации Рафтинга (IRF).
Про то, что такое Rescue3 и IRF, я уже писал. Если вы не видели этих статей раньше, рекомендую ознакомиться и тогда дальнейший текст станет понятнее.


Немного разберемся с терминологией и структурой IRF.
Рафт-гид — человек, обладающий необходимыми навыками, знаниями и опытом для работы в коммерческом рафтинге.
Сейфети-каякер — по версии IRF, это каякер, обладающий необходимыми навыками, знаниями и опытом для обеспечения безопасности сплава в коммерческом рафт-туре.
Трип-лидер — руководитель группы, ответственный за качество и безопасность проведения коммерческого рафт-тура.
Инструктор IRF – человек, уполномоченный Федерацией вести курсы для гидов, сейфети-каякеров и триплидеров и сертифицировать их по соответствующему стандарту.

Все перечисленные граждане также делятся по классам, например, рафтгид класс II, триплидер класс III, сейфети-каякер класс IV. Класс означает сложность реки, на которой может работать обладатель сертификата. Класс инструктора означает, что он может готовить и сертифицировать гидов соответствующего класса.

Асессор IRF – высшая ступень эволюции в Федерации. Человек, обучающий и сертифицирующий инструкторов.

В 2015 году я прошел свои первые курсы IRF на реке Занскар и Инд (участки класс III) и по итогам получил корочку рафт-гида, сейфети-каякера и триплидера соответствующего класса. В этом году я решил поучаствовать в курсе более высокого класса, а также попробовать стать инструктором IRF, чтобы учить речных гидов в России. Вместе со мной сделать то же самое решили еще 13 парней со всего света: из Индии, Британии, Боснии, Испании и даже Эквадора. Курсы вел мой друг Марк Хирст - инструктор IRF и Гаспар Гонц — асессор, руководитель подразделения IRF, отвечающего за подготовку речных гидов.
Большой босс IRF Гаспар 

Сначала прошел курс Rescue3 WRT, аналогичный тому, что былу нас в Финляндии, но с упражнениями в ночном поиске и спасении (незабываемый опыт работы живцом в темноте) и с большим акцентом на спасении с рафта и каяка. Затем началась часть IRF.
Немного теории Rescue3

Броды - важная часть обоих программ 

Ночные спасработы - это весело. Но только пока это учения, а не реальная ситуация

Структура курса была примерно той же, что и два года назад. Некоторые навыки, необходимые для сертификации IRF, мы сдали еще в течение Rescue3 (обучающие программы этих организаций значительно пересекаются), например, работа с веревками и плавание в бурной воде. В первый день курса IRF мы сдали такие «скучные» штуки как норматив по перевороту рафта, кидание морковок и брифинг для клиентов. Разница в классе курса оказалась видна сразу: морковки мы кидали в существенно более сложном для спасения месте на гораздо более быстрой струе. Задача была следующая: жертва плывет в 10-15 метрах от берега, нужно попасть морковкой точно между его рук (попадания в ноги, или в полуметре от цели не засчитывались), зачалить жертву в улово, а через 25 секунд поймать вторую жертву, плывущую по такой же траектории. Фокус в том, что на складывание морковки времени нет и второй жертве приходится бросать не упакованный мешок, а собранную кольцами веревку. Тот, кто не спас обоих с первого раза, должен был выполнить упражнение дважды со второго и третьего раза. Если не получалось — до свидания, не видать тебе высокого сертификата. Я чудом всех спас с первой попытки.
Летающий Дейв

Отработка спасения с берега по версии Rescue3

И по версии IRF




Норматив по первороту рафта: две минуты на то, чтобы доплыть метров 10 до него, залезть, перевернуть, снова залезть, посчитать головы, перевернуть обратно, залелть в третий раз и снова всех посчитать

Ну а дальше началась жесть. Основная часть курса проходила на пороге Лардо нижнего Инда, который смело можно оценить как большерасходный класс IV. В наличии - приличный уклон, несколько котлов, несколько линий движения, камни и сифоны. Напомню, что Ладакх находится на высоте от 3000 метров над уровнем моря, вода в реке ледниковая, мутная и очень холодная, солнце над головой просто атомное. В общем, все условия, чтобы как следует поистязать претендентов на звание речного гида класс IV. Навыки управления рафтом, работа сейфети-каякером и трип-лидером, организация спасработ проверялись Марком и Гаспаром в течение двух дней в условиях, максимально приближенных к боевым: оба дня мы разыгрывали разные сценарии. Наша немаленькая группа делилась на две части, первая часть - потенциальный трип-лидер, его второй гид, начинающий практикант и два сейфети-каякера. Остальная часть группы разыгрывала для них WOS – World of Shit – аварийную ситуацию, которую трип-лидер должен разрулить при помощи своей команды.
Крайне неприятое ощущение, когда по заданию команде надо засадить рафт на одном из этих камней

Просто рафтинг на высоте 3000 метров

Порог Лардо и World of Shit для боснийца Мирко


Ну куда ж без переворотов?

Два дня роли участников курсов менялись: я успел трижды побывать сейфети, один раз вторым гидом, один раз триплидером и еще раз семь — жертвой. Описывать все сценарии бесполезно. Марк и Гаспар проявили поистине садистскую фантазию, чтобы наша жизнь оказалась как можно сложнее. Перевернутый рафт с клиентами уплывает вниз, часть клиентов раскидана по камням посередине порога, кто-то потерялся. При этом часть спасаемых не говорит на понятном тебе языке и коммуникация между жертвами и спасателями максимально затруднена. Оба сейфети-каякера заплыли и сами требуют спасения. Разыгрывались ситуации с различными травмами, переохлаждением, людьми без сознания и пр. К концу первого дня сценариев я был выжат как лимон. Другим участникам курса пришлось еще тяжелее. Иностранцы прилетели в Ладакх всего за пару дней до начала издевательств и многие страдали от горной болезни. Индийские же парни были прекрасно акклиматизированы, но из-за общей бедности вместо драйсьютов использовали неопрен и постоянно замерзали.
Во время сценариев приходилось делать все, что вообще можно делать на реке в случае аварийной ситуации: заталкивать перевернутые рафты в улово, возить людей на корме или носу каяка, работать живцом, кидать морковки, плавать без лодки, гидствовать на рафте, переворачивать его туда и обратно. А самое главное — надо было общаться с людьми. Марк и Гаспар оценивали не только навыки спасения, но и то, как мы разговариваем с нашими «клиентами». Как мы успокаиваем их, объясняем, что нам нужна их помощь, чтобы помочь им самим или другим клиентам, проводим финальный брифинг в конце спасработ. Ведь коммерческий рафтинг (да и некоммерческий сплав на любом типе судов) — это, в первую очередь, люди. К сожалению, некоторые из них склонны впадать в панику, теряться, создавать проблемы. А некоторые, наоборот, в экстремальной ситуации проявляют свои лучшие качества. Задача была как раз погасить зачатки паники и вытянуть из людей все лучшее. Пожалуй, главное, чему я научился в этом курсе — это мотивировать людей, не имеющих речных навыков (типичные клиенты коммерческого рафтинга), помогать гидам в разруливании сложных аварийны ситуаций.



Любимая тема курса - доставание замерзших клиентов с различных скал. Вплавь, на веревке, при помощи каяка, рафта и такой-то матери.

Теперь про мои личные ощущения. Сейфети-каякинг на пороге Лардо не вызвал у меня каких-либо проблем. В конце концов я занимаюсь этим профессионально уже много лет. В спасработах с берега (морковки, веревки, живцы, перемещение по сложному рельефу) для меня никакой особой сложности (кроме адской усталости из-за интенсивности курса и высоты) не было. А вот рафтинг оказался сложным. Несмотря на наличие команды гребцов-гидов (пусть и притворяющихся клиентами), на классе IV я не чувствовал себя достаточно уверенным. Желание быть рафтгидом на реке аналогичной сложности, но с командой настоящих клиентов коммерческого тура, быстро куда-то улетучилось. Что не ускользнуло от зоркого ока Гаспара и Марка.
Дебриф после очередного сценария. Марк и Гаспар рассказывают, что было сделано хорошо, а что - плохо

В конце основной части курса, после двух дней сценариев, наши инструктора поговорили наедине с каждым из нас, объявив результаты нашей сертификации. В результате, я повысил класс сейфети-каякера до IV (получить выше в IRF просто нельзя), а класс рафт-гида и трип-лидера остался прежним — III. С таким решением я был полностью согласен. А еще я получил ценное предложение попробовать себя на роль инструктора IRF, но только для сейфети-каякеров.
Наша интернациональная тусовка показала разные результаты. Многие по итогам курса не получили звания трип-лидера, или получили рафт-гида только III класса.

Для того, чтобы стать инструктором IRF надо было показать выдающиеся результаты во время курса в своей области (для меня это — сейфети-каякинг, для кого-то рафтинг, для кого-то еще - и то и другое). Шестеро (включая меня) были приглашены попробовать стать инструкторами в рафтинге и сейфети-каякинге.

Следующий этап на соискание звания инструктора был таким: каждый из нас написал на бумажке тему для теоретического занятия. Приведу несколько примеров: «Ремонт рафтов», «Как взаимодействовать со сложными клиентами и специфичной аудиторией», «Как вести инструктаж для клиентов перед сплавом», «Отличие тактики действий сейфети-каякеров в рафт-туре и каяк-туре». Бумажки с топиками были брошены в шляпу, откуда претенденты вытягивали свое задание. На следующий день надо было провести двадцатиминутное занятие по своей теме: интересно, познавательно и с огоньком. Мне досталась тема «Сейфети-каякинг: основные моменты». Тем, кто претендовал на инструктора по рафтингу, достались рафтингвые темы, двое счастливчиков должны были вести занятие и по каякингу, и по рафтингу.
Отмечу, что языком общения на нашем интернациональном курсе был английский, поэтому и занятие нужно было вести по-английски. Языковой барьер никого не волнует.
Второе задание для кандидатов в инструктора — провести практическое занятие и сертификацию навыков ученика. Мне опять же достался сейфети-каякинг. Мне надо было научить индийского парня Шивама(вернее привести в систему знания, полученные из предыдущего опыта работы), как возить жертв на корме и на носу каяка, как взаимодействовать с паникующим клиентом, что делать с человеком без сознания. Во время этого задания наши инструктора проверяли, насколько безопасно я все организовал, как донес информацию до ученика, как отконтролировал выполнение. Другие соискатели инструкторства вели занятия по киданию морковок и по плаванию в бурной воде.
Командирская зарука

Большие братья следят за мной

В общем, из шести претендентов получилось четыре инструктора: мой ладакхский друг Чотак стал инструктором по сейфети-каякингу и рафтингу, британцы Ричард и Джеймс стали инструкторами и могут учить рафт-гидов, ну и ваш покорный слуга стал первым в России инструктором по сейфети-каякингу.
Двое участников звания инструкторов не получили: один из-за крайне скучной презентации (все "ученики" уснули), другой из-за заваленного норматива по киданию морковки. 

Я стал первым в России инструктором Международной Федерации Рафтинга (IRF). Теперь я могу вести аналогичные курсы и сертифицировать сейфети-каякеров для работы в коммерческих турах IV класса сложности. А рафт-гидов не могу. Марк и Гаспар посоветовали мне набраться побольше именно рафтингового опыта и попробовать свои силы в следующем году. Чем я и планирую заняться.
В чем же состоит работа инструктора IRF? Во-первых, это обучение. Оно должно быть интересным и основываться на практических занятиях. Во-вторых, это безопасность. Нельзя учить людей сплаву, подвергая их жизнь опасности. Как разыграть аварийную ситуацию в пороге класс IV так, чтобы до настоящей аварии дело не дошло? В-третьих — это сертификация гидов по высокому стандарту IRF. В том, насколько он высокий, я смог убедиться сам, завалив свой рафт-гайдинг класс IV.

Веревки и полиспасты - обязательная часть любого курса по безопасности на воде

Теперь насчет сейфети-каякеров. В следующем году я планирую провести несколько курсов. Надо понимать, что, с точки зрения IRF, сейфети — это человек, работающий в рафтинговом туре. А это своя специфика: потенциальные жертвы не имеют никаких речных навыков, плохо плавают, не умеют читать воду, что делает работу сейфети сложнее. Зато есть роскошная передвижная платформа для доставки жертв — рафт. В своих курсах я планирую расширить программу IRF и сосредоточиться больше на специфике каяк-туров, но и про большие надувные лодки мы тоже не забудем, ведь этого требует стандарт подготовки Федерации. В общем, ждите новостей по курсам IRF для сейфети-каякеров в России. Думаю, тема окажется востребованной.
Еще раз повторю, почему я считаю, что участие в подобных курсах очень важно и зачем я вкладываю в это свои силы, время и немаленькие деньги (эта неделя истязаний стоила чуть больше 500$). К сожалению, культура сплава в нашей стране находится на очень низком уровне. Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные трагические случаи как во время коммерческого сплава на рафтах, так и в самодеятельных туристических группах, да и у каякеров тоже. Нам в России очень не хватает стандарта качества коммерческих гидов и обкатанных и эффективных программ обучения для каякеров и водных туристов. Я очень хочу привнести то, что есть у Rescue3 и IRF в Россию, чтобы сделать сплав в целом более безопасным.
Коммерческий рафтинг как он есть


Хочу сказать спасибо инструктору Марку Хирсту и асессору Гаспару Гонцу за то, что на неделю сделали мою жизнь очень тяжелой, но многому меня научили и дали мне кучу новых возможностей. Также выражаю благодарность всем участникам курса: Чотаку, Лаки, Ниражу, Шиваму, Мадану, Стензину, Варуну, Дейву, Джеймсу, Ричарду, Пинчо, Мирко и Габриэлю. Вместе мы работали как одна команда.  
Фото: я, Аня Новоженова, Mark Hirst

1 комментарий:

  1. Compare that to the 5.26% edge in the American version or 2.7% for the European one. With 35 Bitcoin roulette games, there’s no danger of becoming bored 온라인카지노 anytime quickly. Here, you’ll find tons of variations of American, European, and French roulette. Feeling desperate to make your roulette bets and spin that famous wheel? With plenty of online choices, you not want to visit a bodily on line casino.

    ОтветитьУдалить