Грузия, Турция и их бурные реки. Небольшое дополнение к гайду от Андрея Арсеева






Так получилось, что в этом году я не поехал весной в Грузию, о чем очень жалею. Зато туда, похоже, поехали все остальные: украинская команда Сергея Хвостенко, Агентство Венгрова, автобус Темы Козлова, тверцы, естесственно, WW-School, Гога Воскобойников и еще несколько независимых райдеров на своих автомобилях. Грузия стала трендом. Весной все едут туда за бурными реками, вином, красотами и кавказским гостеприимством. Так или иначе, почти все плавали те реки, которые описаны здесь и здесь, однако некоторые разведали что-то новое. Андрей Арсеев прислал мне сладкую добавку к моему гайду вместе с  прекрасными фотографиями. Читайте!

Абаша

N42.4574633,  E42.3770167 - водопад
Каньон, описанный в твоем гайде не плавали, т.к. побоялись сложностей с заездом: наш переднеприводный Форд Транзит не лишком проходим. Зато заценили красивый водопад (15м) и 2 каньончика, выше и ниже него. По обоим каньонам можно прокатиться на лодке, но исключительно в эстетических целях, порогов там нет, но очень красиво, прям затерянный мир.





Техури

N42.5977550,  E42.3351033 - затык на дороге из-за осыпи камней
Потенциально интересная речка ориентировочно 3к.с. Мы не смогли проехать вдоль реки на нашем микроавтобусе из-за недавней каменной осыпи на дорогу. Поэтому для заброски на реку необходимо арендовать грузовик или более проходимый фургон в деревне Доберазени. Забрасываться вероятно имеет смысл до 3-4 моста от деревни (около 6км).
Мы не смогли договориться о заброске, т.к. приехали в праздник (вербное воскресенье).
По словам каякеров из Твери, арендовать грузовик - не проблема и стоит это не дорого. Речка им понравилась.



Кинтриши
N41 46.826',  E41 58.028' - д.Кобалаури (предполагаемый пут-ин)
Симпатичная речка в Аджарии. Ее устье находится прямо в курортном городке Кобулети, а истоки - в заповеднике Кинтриши.
Класс: 3 к.с. (с эл-тами 4-)
Пут-ин: д.Кобалаури (предположительно)
Тейк-аут 1 (верхний): мост в д.Чахати
Тейк-аут 2 (нижний): д. Кохи. В этом месте на основной дороге, идущей по правому берегу Кинтриши, происходит четкая смена покрытия с асфальта (ниже по течению) на щебенку.
Мы не доехали пару км до Кобалаури по причине плохой дороги. Доехали до того места, где на дорогу сошла свежая каменная осыпь. В принципе, можно было проехать и дальше, но нам не хотелось рисковать: камни лежали острые, дорога узкая и находится в том месте на обрывчике над рекой.
В этом месте река имеет совсем небольшой расход (порядка 5 м3/сек), довольно мелкая. Вероятно, имеет смысл разведать участок реки выше Кобалаури. Но это возможно только при наличии проходимого автомобиля (Митсубиси Делика), либо микроавтобуса, которого не жалко.

Расход в районе нижнего тейк-аута - порядка 8-10 м3/сек.
Характер препятствий - каменные горки в местах сужения реки, чаще всего в каньончиках. Все идется с ходу, либо легко смотрится и при необходимости обносится. Между порогами чаще всего есть участки спокойной воды.
Характер питания (общее для регионов Гурия и Аджария) - снеговой/дождевой. Период таяния снегов - май-июнь. В этом году в горах на юге Грузии было очень мало снега (сильное потепление в феврале, затем похолодание в апреле), поэтому уровень воды в речках Гурии и Аджарии можно описать как средний или ниже среднего (т.е. явно не паводок).
При таком уровне воды речка отлично подходит каякерам среднего уровня. Возможно прохождение на небольших катамаранах.
Длина участков: Кобалаури-Чахати - 4км, Чахати-Кохи - 4км.
На участке Кобалаури-Чахати река теряет 80м, на участке Чахати-Кохи - 50м (в целом препятствия на этом отрезке такие же, как и на верхнем, но больше прогонов).
Tips:
1.      N41 53.750',  E41 46.329' - стоянка у Кобулети. Приятная сосновая роща на берегу моря. Дорога шумит не слишком. Рядом стоянка дальнобойщиков оборудованная туалетом.
2.      В районе тейк-аута (д.Кохи) на левом берегу реки есть форелевая ферма. Свежая рыба украсит любой стол!





Супса
N41.9563783,  E42.4541567 - наш пут-ин (15 км вверх от Букисцихе)
N41.9856167,  E42.3353650 - начало порогов (5 км вверх от Букисцихе)
N41.9974483,  E42.2960550 - тейк-аут (мост в д.Букисцихе)
Класс: 3к.с.
Во многом похожа на Кинтриши (и по пейзажам и по характеру и сложности препятствий).
Сплавной участок находится непосредственно выше д.Букисцихе. Длина содержательной части - около 5км. Выше долина расширяется и река течет мелкими шиверками (1 к.с.).
Перепад содержательного участка - порядка 50м (всего участка, что мы проплыли - 150м).
Мы не решились на нашем басе ехать по дороге вдоль реки, но в деревне можно договориться о заброске. Нас завезли на старом заднеприводном Транзите, правда определенная доля пофигизма все же требуется для проезда на такой машине: дорога все же не очень.

Заезжать высоко вверх по реке не имеет смысла, разве что покататься очень слабой группе. Да и то, качество дороги этого не оправдывает. Следует стартовать из деревни, первой вверх от Букисцихе -  Гуристке.
Расход: 5-7 м3/сек
Как определить уровень воды: под мостом на тейк-ауте есть труба. Если она под водой - паводок. У нас она торчала см на 15 в воздухе (см. фото).





Бжужа
N41 51.706',  E42 06.562' - ГЭС наверху
Застали крайне низкую воду, сплавляться не стали. Доехали до ГЭС, посмотрели участок под ней. В низкую воду - много узостей, а вот если долить воды - будет очень бодрый нон-стоп участок с большим падением.

Кура
Секция от Вардзии и не доплывая пары-тройки км до стрелки с Паравани. Хороший разминочный участок 3к.с. Выраженные валы, улова, сбойки (чего не скажешь о Паравани, где все мелкое).

Лухунисцкали (приток Риони)
Проехали 14км вдоль правого притока Риони, Лухунисцкали. Нижние 1-2км потенциально интересны, класс 3 (в большую воду), делее река выполаживается и представляет из себя текуху (1к.с.) на всем протяжении вверх. Дорога вдоль вполне сносная.


Ингури (для мальчиков)
N43.0071662,  E42.5627697 - спуск дороги (вероятно проезжей) к реке рядом с Долрой
N43.0507783,  E42.3894833 - вынужденный тейк-аут, каменный обвал в реку (1км не доплывая устья Накры)

Плыли от стандартного пут-ина, деревни Латали. Не доехали но устья Накры где-то 1км. Причина - порог, вызванный сброшенными в реку камнями. На этом участке недавно осыпался склон, дорогу завалило камнями. Эти камни (многие из них крупные) скинули в воду при расчистке дороги. В результате, характер реки неприятным образом изменился. В принципе, "новый" порог был проходим, но достаточно опасен. Мы решили вылезти на дорогу вместо прохождения. На вылезание по сыпухе и острым камням потратили кучу сил и времени (порядка 1.5-2ч).
д.Латали - "дорожный порог" = 4 часа (для сильной группы, на всем участке сделали порядка 5 просмотров и 1 "перестраховочный" обнос).
"Дорожный порог" вероятно будет меняться каждый год, размываться или, наоборот, получать новые камни с осыпи.
За этим порогом и до устья Накры - еще 1-2 порога, требующие просмотра.
Реку пересекает некоторое кол-во мостов (порядка 4), что дает возможность для промежуточной выброски (по крайней мере пешком, скорее всего подъезд на машине прямо к реке будет затруднен).
Секцию можно и нужно плавать сильным группам, но требуется предварительный осмотр нижних порогов, где велика вероятность каменных осыпей с дороги. В случае нежелательно прохождения нижнего участка можно пропработать вариант выхода с реки ранее, на одном из мостов.
Ощущения от сплава по большой воде, в глубоком ущелье, а временами и в вертикальном каноне - незабываемые. Более сложные препятствия находятся ориентировочно в нижней четверти участка. Просмотр почти везде возможен, если не всего длинного порога целиком, то, по крайней мере, участка до следующего улова.
Достаточен ли ваш уровень для прохождения этой секции? Если вы контроллируемо проходите Уцерский каскад на р.Риони или р.Цхенисцкали, то добро пожаловать в клуб!
(мы плавали по такой же воде, что и в прошлом мае - у меня есть фотка с последним порогом за эти два года)





Долра
N43.0881400,  E42.5984133 - стоянка, пут-ин

Tips: Красивая стоянка прямо под г.Ушба. Правда, на высоте 1650м может быть весьма прохладно.
Проехали верхний кусок (примерно не доплывая 1км до стрелки с левым притоком Хелдра). Река не понравилась - замусоренное камнями русло, грязные сливы.  Бревна попадаются, но в нашем случае все можно было объехать. Общий характер препятствий - непрерывные каменные горки. Выдержать линию - означает увернуться ото всех камней. В противном случае легко расклиниться, перевернуться в результате навала на камень. А в случае оверкиля можно легко побиться или упустить весло, застравшее в камнях.
Ниже нашего тейк-аута, вероятно, находится прорыв (не смотрели, но правый берег реки - обрыв со свежей осыпью).
Наш уровень воды - средний или немного выше среднего. При большем уровне воды река станет нон-стоп-прорывом, при меньшем - камнежопинг, отдаленно напоминающий крымский.
Не пригодна для сплава на катамаранах!





Мобильный интернет и вообще связь в Грузии
На данный момент в Грузии работает 3 оператора мобильной связи: Geocell, Magti и Beeline. Сим-карту можно купить по загранпаспорту, офисов продаж полно.
Мы пользовались Geocell. Покрытие хорошее, во многих местах, даже в горах, есть 3G. Цены на Интернет доступные, например, 1Гб в месяц (без суточных ограничений) стоит 15 лари (300руб).
Пополнить счет можно, например, через терминал (они мультиязычные – грузинский, русский, английский).


Турция
Проехать из Грузии в Турцию еще проще и быстрее, чем из России в Грузию. Никакие визы не нужны, ставится обычный въездной штамп в загранпаспорт. Но нужна страховка на машину. Мы купили на границе за $60 сроком на месяц, но, вероятно, если бы у нас была Грин Карта, то вообще ничего платить бы не потребовалось.
Основной пограничный пункт – возле Батуми. Мы проходили границу туда-сюда 2 раза, в том числе и в пятницу вечером, и каждый раз это занимало в пределах 1 часа.
Также работает и небольшой КПП возле грузинского города Ахалцихе. Изначально мы заезжали через него. От этого пункта идет вполне приличная асфальтовая дорога вглубь страны, петляющая вверх и вниз по нагорью.
Вдоль морского же побережья тянется отличный автобан.
Деньги в Турции – лиры, примерно равны по курсу грузинским лари (18руб).
Изначально наш план был поплавать на р.Чорох и ее притоках.

Чорох
Увы, мы опоздали. Река застроена каскадом ГЭС, перегораживающих реку плотинами. Для сплава остался пригоден участок от города Юсуфели до слияния с р.Олту. Также пока возможен сплав по р.Бархал, левому притоку Чороха, впадаюшему в районе г. Юсуфели. Но и там, говорят, скоро возведут плотины.
Еще мы прокатились по р.Тортум (приток Олту). Вместо обещанных катамаранной лоцией серьезных порогов – класс 2 с тройкой-четверкой порогов 3.к.с.
Посему, представляется малоцелесообразным посещение этих мест с целью каякинга.

 Фиртина
Эту реку можно смело включить в гайд по рекам Грузии: от Батуми до нее ехать около 3ч с учетом прохождения границы! Основное направление – поселок Чамлихемшин, находящийся в 25км от побережья. Расстояние от Батуми до устья Фиртины – 80км.
Река нам очень понравилась, мы с удовольствием провели на ней 2 дня, но легко могли бы провести и больше.
Эта река стала настоящим подарком после обезвоженного Чороха. Из каменной пустыни попадаешь в буйство зелени. Бурый цвет воды сменяется куда более прозрачным.
Фиртина подробно описана в отчетах катамаранщиков. Мы ориентировались на отчет Цветковой: http://splav.211.ru/node/377

Чамлихемшинский каскад
4+ к.с., время прохождения – 2ч
Интересные выраженные пороги, требующие просмотра и соблюдения определенной линии движения.
Обязательно надо проехать второй раз, нон-стопом, после того, как вы запомнили линии – чистый фан!

Участок ниже Чамлихемшинского каскада
3 (3+) к.с., время – 2ч
Мощная вода (в Фиртину уже впала р.Хала), несложные, но требующие контроля пороги. Выделяются два порога (описаны в лоции катамаранщиков). В первом – вертикальный слив 3м с обязательным буфом. При организации страховки, можно рассматривать это место как учебное для отработки техники буфа. Второй порог – две мощные бочки одна за другой, которые пробиваются, но с усилием. Вдоль правого берега – чикен-лайн (простой проезд).
Все смотрится, обносится, снимается на фото-видео. Местные жители в восторге;)

Участок выше верхнего ущелья
4+ к.с., время прохождения – от 1ч
Нон-стоп пруха. Сплав крайне динамичен, но весьма сумбурен: непрерывная череда препятствий, высокая скорость течения. Сильная группа все может идти с ходу.
Дорога идет прямо вдоль всего участка, сильно не поднимаясь выше реки. С нее кажется, что сплав грозит стать самым заурядным. Но впечатление меняется после первого же порога под мостом! Это тот самый случай, когда «всего 3км» превращаются в «целых 3км».

Участок ниже верхнего ущелья и до Чамлихемшинского каскада
2 к.с. (есть 1-2 порога 3 к.с.) – 2ч
Простой прогонный участок, текуха, шиверки. Сами не плавали.

Р.Хала (левый приток Фиртины)
Мы начали сплав примерно 10км выше слияния с Фиртиной. Это было вызвано лишь ограничением по времени. Выше также можно сплавляться.
Нижние 2км (от арочного моста вниз до слияния с Фиртиной) – наиболее простые, но весьма динамичные.
Выше, примерно 5км от стрелки, находится порог (связка порогов), требующих детальной разведки, которая затруднена скальными берегами. Немного выше этого места (около 500м) к реке спускается грунтовая дорога.
Выше этого сомнительного места, которое мы обносили, все идется, почти все с ходу.
Характер реки похож на секцию «Выше верхнего ущелья» на Фиртине. Сплав очень динамичен, но не столь сумбурен. Также и здесь, бойтесь быть обманутыми, просмотрев реку с дороги. Стоит спуститься на ее уровень и вы впечатлитесь уклоном и скоростью течения!

Tips:
Весной Фиртина питается за счет таяния снегов, поэтому самое «водное» время – май-июнь. В жаркую погоду можно наблюдать изменение уровня воды в течение дня: ранним утром – минимум, ближе к вечеру – максимум. Поэтому, если вы не хотите хард-кора, начинайте сплав пораньше!
На Фиртине есть несколько линеек, отмеряющих уровень воды. Одна из них находится в районе первого порога Чамлихемшинского каскада, прямо перед мостиком. Наш уровень – 10см ниже затертой желтой шкалы (90см по черной линейке). Этот уровень соответствует средне-высокому.







Турки сами по себе довольно дружелюбны. Основная проблема – в коммуникации. Английского или русского тут почти никто не знает, приходится объясняться жестами. Больше улыбайтесь и у вас не будет никаких проблем!
Вообще район Фиртины – довольно развитое в туристическом отношении место (чего не скажешь о Чорохе). Здесь есть и рафт-база, и гостиницы, и пансионаты-кемпинги. Над верхним ущельем Фиртины возвышается старинная крепость, а вверх по р.Хала находится комплекс бань.
А в самом низу Фиртины, практически уже у моря, строится слаломный канал!
В Черное Море впадает множество речек, в том числе и на участке от устья Фиртины, до границы с Грузией. Вероятно, часть из них заслуживает пристального внимания каякеров!
На базарах в городках можно купить вкуснейшие фрукты, а так же местные сладости – оно того стоит!
Единственное что сильно огорчает в Турции – цена на топливо. 1 литр стоит порядка 80 рублей. Поэтому, планируя путешествие, оптимизируйте маршрут!

Текст и фото: Андрей Арсеев

3 комментария:

  1. Небольшие дополнения по результатам нашей поездки в мае 2014 года по речкам Терек - Кура - (кусочек Паравани) - Техури - (кусочек Абаши выше водопада) - Кинтриши 2014.

    1. Список литературы (считаю полезным перед поездкой по выше названным речкам ознакомиться по крайней мере с этими источниками)

    http://club.vengrov.ru/otchet/2013/Georgia2013.html - Венгровцы, осень 2013
    http://tvertop.ru/blog/miha/zapozdalyi-tekst-pro-maiskuyu-gruziyu.html - Тверские каякеры, май
    http://tvertop.ru/blog/miha/gruziya-v-oktyabre-dopolnenie-k-gaidu.html - Тверские каякеры, октябрь
    http://www.ticket2ride.ru/2011/09/blog-post_11.html - Антон Свешников, первый современный гайд, классика жанра
    http://www.ticket2ride.ru/2013/05/blog-post.html#more - дополнение к гайду Антона от Арсеева (май)
    http://www.ticket2ride.ru/2012/06/blog-post.html - Антон Свешников, продолжение гайда (сложные реки региона)
    Классическое видео чехов:
    https://drive.google.com/file/d/0B_5SOecRG-rpdDVPaDZ3TjNOQTQ/edit?usp=sharing

    2. Уточнение put in/ take out GPS координат (формат WGS 84)
    =Техури=
    Более сложный участок между 4м и 3м мостом, ниже 3го - попроще, за исключением Осыпного каньона
    put in (наш 2й день, старт выше 3 моста) N 42,630910 E 042,404820
    довольно бодрый участок в мае
    put in “лайт” вариант (3й мост) N 42,618690 E 042,392970
    старт осыпного каньона N 42,598950 E 042,344860
    ! каньон надо смотреть... по крайней мере людям, которые настроились что Техури - это класс 3... неплохие 3 бочки в начале и котёл под правым берегом в конце препятствия в "щели", как раз над котлом я и вытащил заплывшую в начале порога девочку... так что прошу обратить внимание на этот участок
    take out (и наша стоянка ниже шлагбаума) N 42,591840 E 042,322170
    поворот на Доберазени (с осн. дороги) N 42,557570 E 042,304180
    магазин с вкусным сыром N 42,559230 E 042,303170

    =Кинтриши=
    put in “лайт” вариант (стоянка у старого моста около кафешки)
    N 41,788930 E 041,961150
    take out N 41,802370 E 041,898870

    Весьма забавно доплыть до моря от конца "спортивного" участка. Уже по морю легко доплывается до стоянки "стоянка у Кобулети" N41 53.750', E41 46.329'. Отличный релакс перед отъездом домой. Можно по дороге вылезти на берег: кафешек на набережной до чёрта.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, и ещё про стоянку выше Вардзии на Куре: в первый раз мы стояли на поляне прямо под монастырём, но более удачная стоянка - чуть выше гидранта (его видно и слышно даже ночью). От моста через Куру около монастыря, наверное, не больше километра по основной дороге вверх по течению Куры.

    Пысы: надеюсь, получится написать подробную заметку с фотками в ближайшее время.

    ОтветитьУдалить