Непал. Полгода после землетрясения. Топливный кризис


Одной из задач моего большого путешествия по Азии был визит Непал для того, чтобы увидеть своими глазами, как страна борется с последствиями землетрясения и что изменилось за полгода. Меня особенно интересовала судьба тех деревень и их жителей, которым мы оказывали помощь, раздавая еду, тенты и медикаменты. В октябре, несмотря на отсутствие коммерческих туров и тревожные новости из страны, я приехал в Непал из Индии и провел в нем месяц. В этой статье я расскажу, что увидел своими глазами.


Борьба с последствиями землетрясения
Начну с хороших новостей: за месяц не было ни одного сейсмического толчка. По крайней мере я ничего не почувствовал. Все нестабильные участки почвы сползли во время муссона. За время, что я провел  в стране, не произошло ни одного значимого оползня. Ситуация с природными катаклизмами нормализовалась.
Первым делом я оказался в Катманду. Столица страны живет. В общем-то, город ожил на третий день после землетрясения. На момент написания статьи все опасно накренившиеся и нестабильные здания были разобраны. Постепенно продолжается разбор непригодных для использования поврежденных домов. Строительные материалы, пригодные для повторного использования, аккуратно складируются на улицах, мусор вывозится. Но вот до восстановления еще далеко. Незначительные повреждения восстановлены, но перестройка того, что было разрушено до основания, еще не начата. Это касается достопримечательностей: Дубар сквер очистили от руин, но восстанавливать храмы еще не начали. Вместо них можно посмотреть на фотографии, как они выглядели до землетрясения. У ступы Будданатх демонтировали всю верхнюю часть. Она была повреждена и представляла потенциальную опасность. Сваюмбанатх постепенно приводят в порядок, но это пока только косметический ремонт.
Это Дубар сквер


Это Будданатх

Как все это выглядело до землетрясения можно посмотреть здесь

Треккинг. Все треккинговые районы страны открыты для путешествий. Можно купить пермит куда угодно. Только маршруты в районе Лангтанг и Госай-Кунд, а также вокруг Манаслу и в долину Цзум, превратились из гестхаус-треков в кемпинговые. Желающих побродить среди развалин я среди туристов не встретил. На восстановление этих районов уйдут годы.

Долина  Бхоти-Коси - наша долина, район Синдхупалчек. Именно она более всего пострадала от землетрясений, и именно тут мы раздавалиеду, тенты, возили медикаменты в госпитали и сюда переводили деньги навосстановление. Я добрался до тех деревень, где я и мои друзья лично оказывали помощь людям. Не могу сказать, что именно я ожидал, но то, что я увидел, меня расстроило. Деревня Картиток, в которой до землетрясения было 120 домов, а после осталось два, как бы ужалась, стала меньше. По-прежнему стоят два уцелевших железобетонных дома. А вот остальное… Люди до сих пор продолжают разбирать разрушенные дома, сохраняя все то, что может пригодиться повторно. Там, где были некоторые постройки, теперь раскинулись огороды. До жителей дошла наша помощь: мы отправляли сюда кровельное железо. Люди живут во временных постройках из листов этого железа, которые язык не поворачивается назвать домами. Ведется кое-какое строительство: я видел несколько возводящихся деревянных каркасов, которые предполагается обшить этим же кровельным железом. Тенты, которые мы раздавали полгода назад, используются только в хозяйственных постройках и загонах для животных. Что меня порадовало – это улыбки местных жителей: школьников, идущих в полуразрушенную-полунедостроенную школу, мужчин и женщин, разбирающих разрушенные дома, стариков, беседующих на скамейках. А еще колосящиеся поля и деревья, оранжевые от спелых плодов хурмы.
Похоже, в Картиток добрались не только мы: ученики идут в школу с одинаковыми ранцами от Save the Children, кое-где попадаются тенты с логотипом Unicef. На нашей бывшей базе в кемпинге Rafting Star расположилась французская организация Medecins du monde. Они занимаются строительством пунктов оказания первой помощи. В долину Балефи и в Барабисе мне добраться не удалось. О причинах ниже.

Разбор разрушенных домов продолжается

Хижины из кровельного железа

Жители деревни строят каркас какого-то здания

Раньше здесь был дом, теперь - огород

Хижина и дерево с плодами хурмы

Временное здание школы, построенное в прямом смысле из палок

Детские улыбки. Этот народ точно не победить

Жители постарше. Кое-кто из них даже узнал меня

Как мне показалось, процесс восстановления только набрал обороты, как начался…

Топливный кризис
Весной 2015 года Непал столкнулся с тяжелейшим испытанием, которое преподнесла природа -  с серией землетрясений. Летом отдельные люди решили, что этого недостаточно, и организовали еще одну, на этот раз рукотворную, проблему – топливный кризис.
В причинах кризиса черт ногу сломит. Кое-что можно прочитать вот в этой статье на английском языке. Краткая суть такая: летом Непал принял свою первую конституцию. Из-за того, что конституционная ассамблея состояла из кого попало и не представляла интересов всех групп граждан Непала, главный закон страны лишил одну из этнических групп, проживающую вдоль границы с Индией, части их прав. В Тераях живут наполовину, а то и полностью, индусы, их родственники живут в Индии. Они-то и оказались поражены в правах. Им это не понравилось, были перекрыты дороги, связывающие Непал и Индию. Новый премьер-министр Индии, разыгрывая националистическую карту а-ла Крымнаш, решил поддержать терайцев и их индийских родственников и ввел неофициальную топливную блокаду Непала. И все завертелось… Индия – единственный источник бензина, дизеля, керосина и газа для Непала. В результате прямо сейчас в стране происходит подготовка к генеральной репетиции фильма Mad Max. Топливо кончилось.
Многокилометровые очереди на заправки, закрывающиеся из-за нехватки газа кафешки, остановившийся товарооборот. В Катманду люди готовят еду на улице на крохотных дровяных печурках. Строительные материалы для пострадавших районов страны остались на складах. Цены на продукты поползли вверх. Зато долина Катманду очистилась от смога и пропали пробки. Совсем.
Многодневная очередь из мотоциклов

И из всего подряд

На момент написания статьи общественный транспорт кое-как ходит, но чаще всего ездить приходится на крыше, так как внутри нет места. Взять такси или нанять джип стоит фантастических денег. Хозяева кафе и гостиниц пытаются компенсировать убытки, повышая цены.

В горах проблема почти не ощущается. Тропы треков – это отдельный мир, независимый от поставок горючего. Разве что треккерам кое-где приходится остаться без горячего душа. Главная проблема туристов – это попасть на старт и уехать с финиша маршрута. В результате на маршрутах с простой логистикой, а это прежде всего массив Аннапурны, достаточно туристов, а остальные остались почти пустыми.
Многие туристические компании отменили свои туры, где планировалось много переездов или где маршрут проходил через южные части страны.
Кстати, западных туристов в страну приехало точно не меньше, чем год назад. Западное аутдор-сообщество откликнулось на призывы непальцев провести отпуск в Гималаях и тем самым помочь экономике. Например, я никогда не видел в Непале столько американцев.  Белые туристы, конечно, пребывают в некотором шоке от происходящего. Главным образом из-за того, что одна из самых дешевых стран для путешествий внезапно перестала быть таковой, а перемещение по стране превратилось в квест 99 уровня. Хотя нельзя не упомянуть, что тихий и спокойный Катманду, а также полупустая Покхара имеют свое очарование, особенно на контрасте с докризисным хаосом.
Тамель без машин и мотоциклов

Перекресток без пробок

И Катманду без смога

Зато не приехали индийцы и китайцы. Они имели возможность следить за ситуацией с кризисом и принимать решение о поездке в Гималаи исходя из ситуации. В СМИ западного мира никому нет дела до какого-то топливного кризиса в Непале.
На юге страны, в районе Люмбини, весьма неспокойно. Три дня назад во время беспорядков там от полицейской пули погиб гражданин Индии. Протестующие закидывают автобусы камнями, транспортные компании наваривают решетки на окна своих машин. Mad Max как он есть. Правительство, вместо того, чтобы искать компромиссный вариант, сильнее закручивает гайки жителям Тераев и грозится ввести в район армию. Китай начал поставку топлива через Тибет, кое-что иногда просачивается через границу с Индией, но это капля в море непальских потребностей в бензине и дизеле. Бензозаправки продают горючее частникам согласно составленным спискам примерно раз в неделю, не более 15 литров на машину.


Дровяные печурки на улицах Тамеля

Этот кризис, порожденный воспаленным эго непальских и индийских политиков, наносит стране больший вред, чем последствия землетрясений, от которых страна только-только начала отходить. И это невыразимо грустно. И если после землетрясения мы, западные жители, могли помочь Непалу деньгами, едой, одеждой, стройматералами, медикаментами, то сейчас все это полностью бесполезно. Пока в стране нет топлива, наша помощь не дойдет до адресата.

Как будет развиваться ситуация – не знает никто. Ясно одно: в нынешнем состоянии она долго не продержится. Маятник качнется либо в лучшую, либо в худшую сторону. Я же скоро возвращаюсь в Индию, в штат Уттаракханд Прадеш. Непал, я очень люблю тебя, но с каждым сезоном любить тебя становится все сложнее и сложнее.

1 комментарий: